Я – учитель, или, точнее, сельский учитель

05:20 07.10.2015
Я – учитель,  или, точнее,  сельский учитель

Как кадры старого кинофильма, мелькают в моей памяти картинки из детства.
… Белоствольные березы шумят зеленым зазубренным листом. Речка Усия катит свои прозрачные воды куда-то вдаль. С полей доносится запах спелой пшеницы. Стадо коров за деревней, чуя скорый закат, разноголосым ревом напоминает хозяйкам о себе. То там, то здесь раздается лай дворовых собак. По пыльной дороге, босиком, перегоняя друг друга, бежит стайка ребятишек. Среди них и я. Мы мчимся навстречу спускающейся с горы группе загорелых мужчин в рубашках с закатанными рукавами, в кепках. Это хлеборобы возвращаются домой после тяжелого трудового дня. Среди них мой папа. Подбегаю, обнимаю его. Он смеется и сажает меня на плечи. Я крепко обхватываю папу за шею руками. Он пахнет соляркой и сырым зерном.
… Все белое. Белые стены, белые шкафы, белые простыни на кушетках. И моя мама. В белом медицинском халате. Я сижу на стуле в медпункте, где работает мама. Вот она слушает трубочкой спину дедушки. А вот измеряет давление старенькой бабушке. Затем наступает очередь молодой женщины с ребенком-грудничком. Мама ласково улыбается ему, как родному, ведь совсем недавно она помогла малышу появиться на свет. Все люди благодарят ее за помощь и доброту.
… Весело бежит резвый конь Голубь. А в телеге на мягком, душистом сене мы с бабушкой – сидим и распеваем песни. Бабушка – бригадир. Она везет работникам, которые стогуют сено, обед. А потом мы едем на поле, где вяжут лен, считать снопы. Затем к пахарям. Бабушка дает им наряд на завтра. Целый день я катаюсь с бабулей по полям. Но мне нравится. Особенно наши дорожные разговоры. О многом она мне рассказывала и многому учила. Но особенно запали в душу ее слова: «Люби, Таня, свою родину, трудись во благо ее. И не важно, кем ты станешь в будущем, главное – приносить своим трудом пользу людям и родной земле».
Сейчас моя мама уже на пенсии, но еще по-прежнему продолжает лечить сельских жителей. А папы и любимой бабушки, которая проработала в совхозе 50 лет, уже нет на свете. Но их дело продолжаю я: уже более двадцати лет служу своей родной земле и приношу пользу самым главным людям – детям. Я – сельский учитель.
Закончив местную школу, а потом десятилетку в районном центре, ни минуты не сомневалась в выборе своего жизненного пути. Только домой, в родную школу! Всегда мечтала учить детей. Откуда такая мечта? Не знаю. Скорее всего, это мое предназначение, потому что никогда не видела себя в другой профессии. Специальность тоже сомнений не вызывала. У нас в семье все очень любили читать. Мы были частыми посетителями сельской библиотеки, да и дома собралась большая коллекция хороших книг. Так что желание стать учителем литературы было очевидным.
И вот я снова переступаю порог своей школы, но уже в новом качестве – учитель русского языка и литературы. Поначалу присутствовали непривычные ощущения. Совсем недавно я сидела в классе за партой, выходила к доске, а в учительской бывала только по просьбе учителя, который просил принести журнал. Теперь же в этой самой учительской стоял мой стол, а я уже не сидела за партой, а сама приглашала к доске учеников! Но довольно быстро все сомнения вылетели из головы, потому что меня с невероятной силой увлекла интересная профессия и школьная жизнь.
Конечно, опыт и мастерство пришли не сразу. Первые шаги в профессии мне помогли сделать мои же учителя. Это уважаемые педагоги, которые вырастили и воспитали не одно поколение достойных людей: Александр Денисович Титов, Валентина Викторовна Титова, Валентина Егоровна Карбуева. Они стали для меня образцом поведения, интеллигентности, преданности любимому делу. Я благодарна им за поддержку. Благодаря им я осознала, что учителем не рождаются – Учителем надо стать! Именно Учителем с большой буквы! А как стать таким учителем? Одного примера уважаемых мною людей мало.
Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Мудрые мысли великого человека и талантливого педагога. Казалось бы, все так просто: предмет свой люблю, детей люблю, а совершенным учителем себя не чувствовала. Раз за разом анализировала свои уроки и не могла понять, почему результат совсем не такой, каким я его видела. Ученики внимательно меня слушали на уроках, читали, писали, отвечали на мои вопросы, но я не видела заинтересованности, не видела искорок в их глазах. Они никак не воспринимали моего энтузиазма. Да и учебные результаты часто оказывались неудовлетворительными: неважные оценки за контрольные работы, «сбои» на итоговых экзаменах. Мои ученики были просто накопителями знаний, а вовсе не творцами, какими я их видела. В чем же дело? Дети неспособны или проблема во мне, в моих методах преподавания?
Во всех неудачах я привыкла в первую очередь винить себя. Однозначно пришло решение: надо менять свою систему преподавания, потому что она не приносит ожидаемые плоды. Надо искать новые пути, методы, приемы, чтобы все-таки загорелись глаза у каждого моего ученика. И еще мне хотелось развеять распространенный стереотип о том, что в сельской школе плохое образование.
Я вновь и вновь перечитывала труды великих педагогов В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, А.Макаренко, читала между строк, читала сердцем. Выписывала и с большим интересом изучала газету «Первое сентября», журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе», знакомилась с опытом педагогов-новаторов. Пришло понимание, что не могу, как по нотам, повторять чужой опыт, что должна избрать свой путь.
Первое, что изменила, это стиль общения с учениками: мы стали сотрудниками. Мне совсем не хотелось быть для детей «непререкаемым авторитетом». Я стала внимательным и заинтересованным собеседником. Овладела приемами учебного взаимодействия. Ставлю на уроке открытые вопросы, а ребята высказывают различные точки зрения по проблеме. Вместе мы приходим к верному ее решению. И мои ученики уже не считают позицию учителя главной и единственно правильной, они смело высказывают и верные, и неверные точки зрения без боязни, что их одернут, остановят. Мои предметы – русский язык и литература – способствуют общению, так как заключают в себе его основные компоненты: описание события, возможность эмоционального сопереживания, понимания друг друга. Так мне удается на уроках сочетать процессы общения и обучения. Каждый раз, делая «шаг навстречу», я поднимаюсь на новую ступеньку в своем методическом опыте, в умении строить отношения с учениками.
Сама структура традиционного урока также претерпела существенные изменения. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», – писал древний философ Китая Конфуций. Вот и мы вместе с ребятами «погружаемся» в тему урока, ставим цели, включаемся в совместную эмоциональную и интеллектуальную работу, творим, а затем осмысливаем результаты своей работы. И мои ученики уже не просто получают готовую информацию, сохраняют и выдают ее. Они сами добывают знания своей деятельностью, а я немного направляю их и помогаю. Мне хочется, чтобы моим ученикам было интересно учиться, чтобы они могли радоваться, открывая новые знания.
Мы живем в стремительное время, когда информационные технологии прочно входят в жизнь общества. А для современной школы информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. ИКТ в образовательном процессе стали рациональным способом повышения эффективности обучения. Значит, чтобы привнести в процесс обучения больше наглядности, повысить положительную мотивацию детей к преподаваемым мной предметам, активизировать познавательную деятельность, развивать мышление и творческие способности детей, на уроке нужно использовать информационные технологии. А как это воплотить, если в школе всего два стареньких компьютера в кабинете информатики? С уверенностью, что наши сельские дети должны получать современное качественное образование, я купила ноутбук, а с просьбой в приобретении проектора и интерактивной доски обратилась к депутатам. Спасибо, не отказали. И вот мы с учениками окунулись в мир информационных технологий. Несмотря на то что персональный компьютер есть только у нескольких сельских ребят (большинство детей из многодетных семей, и для них это роскошь), мы с ними уже активно используем мультимедийное оборудование на уроке и во внеурочной деятельности. Мои ученики умело создают и представляют свои проекты в виде электронных презентаций и видеофильмов. Они с удовольствием создают тесты к урокам при помощи конструктора тестов и интерактивные упражнения в программе «LearningApps». Компьютер и Интернет помогают нам побывать в музеях-квартирах русских писателей и совершать экскурсии в лучшие галереи и музеи страны, дают возможность воспользоваться любыми словарями и энциклопедиями.
На своих уроках я учу детей учиться. И хочется верить, что мои уроки пригодятся им в жизни не только полученными знаниями по русскому языку и литературе, но и как уроки доброты, взаимопонимания, сотрудничества, уроки, которые помогут им в будущем стать состоявшимися, успешными людьми.
А я уже сейчас горжусь своими учениками, которые становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и олимпиад, показывают хорошие результаты на итоговой аттестации, поступают в престижные учебные заведения. Я чувствую себя счастливой, потому что за долгие годы своей педагогической деятельности воспитала много достойныхграждан России.

«Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми». Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили всегда были и будут своеобразным девизом моей работы.
«…Это не правда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много, – вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, – помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них…И хорошо можно жить в деревне!» – такой совет дает отец сыну в рассказе И.А.Бунина «Деревня». Похож на совет моей бабушки, который она дала мне в детстве. Спасибо тебе, бабушка.
Белоствольные березы, постаревшие, раскидистые, все так же шумят зеленым зазубренным листом. Речка Усия, хотя и сильно обмелевшая, все еще катит свои прозрачные воды вдаль. Ветер доносит с полей запахи трав. Я иду по дороге. Больше тридцати лет я хожу по ней в свою школу. Теперь уже и в качестве руководителя. Люблю ее светлые, уютные классы, школьный дворик и звонкий смех моих учеников. Маленький принц в одноименной сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери произнес такие слова: «У каждого человека свои звезды». Я давно сделала свой выбор. Моя звезда – моя родная школа. Я – сельский учитель. Ни разу не пожалела о том, что когда-то выбрала эту профессию, никогда не изменяла своей системе ценностей, не сдаюсь и не останавливаюсь на достигнутом результате.


Татьяна Афонина, заместитель директора в Ивано-Гудинском филиале Коробецкой школы.

На фото: Губернатор А.В.Островский и Председатель
Смоленской областной Думы И.В.Ляхов поздравляют лауреата областного конкурса «Учитель года – 2015» Т.В.Афонину.

76830

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы