Дорогим землякам дарю своё искусство

11:13 11.07.2024
Дорогим землякам дарю своё искусство

К 150-летию со дня рождения Конёнкова Сергея Тимофеевича (10.07.1874 – 09.12.1971).

Родился Сергей Конёнков в селе Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне – Рославльский район Смоленской области) в большой крестьянской семье.
Когда мальчику исполнилось четыре года, умерла его мать, и все заботы о воспитании Серёжи взял на себя его дядя Андрей, который и заметил необычные художественные способности племянника.
Закончив местную начальную школу, по настоянию дяди, Серёжа поступил в прогимназию в городе Рославле, где стали проявляться его первые достижения в живописи.
Здесь он жил в семье помещика Смирнова и наравне с его сыном получил дополнительное домашнее образование.
В 1892 году Конёнкова зачислили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества при Академии художеств, на скульпторское отделение.
Гордый юноша не мог просить чьей-то помощи, и поэтому нередко совмещал учёбу и выполнение частных заказов. Одной из таких работ стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова на Мясницкой улице в Москве.
Выпускной работой студента стала скульптура «Камнебоец». Она была удостоена малой золотой медали, а автор награждён стипендией П.М.Третьякова, которая давала право годичной командировки за границу.
В 1897 году, вместе со скульптором Петром Клодтом, он совершил путешествие по Германии, Италии, Франции, побывал в Греции и Египте, где много рисовал и освоил манеру лепки мастеров эпохи Возрождения.
Используя опыт общепризнанных мастеров, он искал свой путь в искусстве и, бесспорно, нашёл его.
Затем он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился у профессора В.А.Беклемишева. Его дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» показалась чиновникам Академии художеств слишком революционной, и по их распоряжению, к сожалению, была уничтожена.
После окончания Петербургской Академии Сергей Тимофеевич возвратился в Москву, где его творческие произведения очень быстро заняли достойное место на выставках Союза русских художников и Московского товарищества художников.
Под впечатлением событий 1905 года, Конёнков создал цикл портретов участников восстания на Пресне.
Среди дореволюционных работ скульптора наиболее известны – барельеф «Пиршество», а также «Лесная серия».
Простая крестьянская жизнь рядом с лесом навсегда запечатлелась в памяти будущего скульптора. Видимо, это и вдохновило его на создание многих произведений, выполненных из дерева. Среди них деревянные скульптуры творчески переосмысленных им образов старинных преданий – «Старенький старичок», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Вещая старушка», «Дядя Григорий» и др.
Следует отметить, что Конёнков использовал для работы исключительно сухие коряги, пни, сухостой. Для этого великого мастера лес был символом не только русской природы, но и настоящей всеобъемлющей красоты.
Интересно, что прообразом «Вещей старушки» для него послужила известная русская сказительница былин и сказов, простая пинежская крестьянка Мария Кривополенова.
Параллельно художник работает над «Греческим циклом» – скульптуры «Юноша» и «Горус».
В первые годы Советской власти Сергей Конёнков участвует в реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Поиски новых форм отразились в его работах 1918 – 1919 годов – барельеф на Кремлёвской стене «Павшим в борьбе за мир и братство народов», памятник «Степан Разин», установленный на Красной площади в 1919 году (ныне размещён в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге). В 1923 году он участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 1922 году скульптор женился на Маргарите Ивановне Воронцовой. А в 1924 году Конёнковы отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Изначально предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, но его возвращение на Родину состоялось только через двадцать два года. В этот период скульптор в основном жил в Нью-Йорке, где много работал.
По словам самого Конёнкова, он и не собирался эмигрировать, просто в Америке у него появилось много заказов. А работа для этого человека всегда была на первом месте.
Многие современники отмечали, что скульптор всегда с иронией относился к этой стране, хотя и был весьма востребован в США. Американцы часто заказывали ему портреты учёных, культурных и общественных деятелей.
А Сергей Тимофеевич очень скучал по России, и чтобы развеять эту тоску устраивал вечера в народном стиле, где сам играл на гармошке.
Надо сказать, что Сергей Конёнков был очень разносторонним человеком с широким кругозором. Он интересовался не только искусством, но и религией, философией, вопросами мироздания, генетикой.
В 1928 – 1929 годах, во время поездки в Италию, Конёнков познакомился с Максимом Горьким и создал его портрет.
В 1935 году, по заказу Принстонского университета, Сергей Тимофеевич изваял бюст выдающегося учёного, друга семьи Конёнковых, Альберта Энштейна.
К американскому периоду творчества относятся рисунки, связанные с размышлениями о Библии и Апокалипсисе. Художник изображает Христа, пророков, апостолов, создаёт эскизы к космогониям.
Эти произведения раскрывают его внутренний мир с точки зрения мистической философии.
Находясь в США, Сергей Конёнков переписывается со Сталиным. Его письма вождю наполнены духовностью, полны христианского мистицизма. В одном из них, написанном в 1940 году, Конёнков фактически предсказал нападение гитлеровской Германии на СССР.
В годы второй мировой войны Сергей Конёнков стал членом американского комитета помощи России, перечисляя на родину немалые средства из личных гонораров.
В 1945 году, по просьбе самого Сталина, был зафрахтован пароход «Смольный», на котором знаменитого скульптора и его работы перевезли в СССР.
Из-за спешки Сергей Конёнков не успел вывезти из США все свои произведения. Поэтому точное количество работ скульптора до сих пор неизвестно. Исследователи его творчества называют очень разные цифры – от восьмисот до полутора тысяч.
Конёнков получил мастерскую на ул.Горького (ныне ул.Тверская) в Москве. В марте 1958 года в Смоленске прошла первая выставка произведений знаменитого скульптора. Сергей Тимофеевич лично открыл её, выступив с речью «Моим землякам».
Вот строки из этого обращения:
«На моей выставке в Смоленске представлено всего сорок работ. Но эта небольшая по объёму выставка для меня особенно значима, так как устроена она на дорогой и родной мне Смоленской земле.
Именно здесь, среди милой моему сердцу среднерусской природы, я ощутил в себе непоборимое стремление сделать доброе людям, послужить родному искусству.
Я никогда не стал бы художником-скульптором, если бы в детстве не полюбились мне шум леса, журчание родников, чудесная Десна, раздольные и душевные русские народные сказки и песни. О чём свидетельствует деревянная скульптура под названием «Мы – ельнинские!».
И даже теперь, живя в Москве, я часто во снах вижу курганы над Десной и улицы Рославля, где впервые увидел я каменные здания и услыхал гудок паровоза, где жадно, учась в гимназии, овладевал знаниями.
Прими мой поклон, родная земля, давшая мне возможность мыслить, творить, дерзать!
Мне хочется передать самый сердечный привет всем моим землякам, которые трудятся сейчас в родной деревне Караковичи и в любимом городе Рославле.
Первую свою награду – Большую серебряную медаль – я получил за скульптуру «Камнебоец», которую исполнил в начале своего творческого пути, когда мне шёл двадцать третий год. Над этой статуей я работал всё лето в деревне Караковичи, на глазах односельчан.
Моей мастерской был тогда простой сарай с разобранной крышей, а моим натурщиком был замечательный русский человек Иван Михайлович Куприн. За свою жизнь он полностью испил горькую чашу нужды, безземельный крестьянин, он добывал себе пропитание, работая то на шахтах, то на земляных работах. Он дробил камни на Московско-Варшавском шоссе.
Тяжёлый подневольный труд не сломил волю и достоинство этого человека. Ивану Михайловичу Куприну я многим обязан. Он учил меня жить, учил с юношеских лет ненавидеть несправедливость и презирать тунеядцев.
Когда я сейчас обозреваю прожитое и совершённое, я не могу не помянуть добрым словом тех людей, которых воплощал в скульптуре.
Хочется сказать несколько слов о Егоре Андреевиче, которого я изобразил в работе из дерева «Егорыч-пасечник». Пятнадцать лет провёл он на военной службе. А когда отслужил, стал монахом в рославльском монастыре, но за непокорный характер был расстрижен и пошёл странствовать по матушке-Руси – жал рожь, вязал снопы, а зимой обучал ребятишек грамоте. Он и меня научил читать и писать.
Егор Андреевич жил на пчельнике близ нашей деревни. Он знал наизусть множество народных сказок и сказаний. Я без конца слушал его были и небылицы. Передо мной расстилались скатерти-самобранки, я летал на коврах-самолётах, восхищался Ерусланом Лазаревичем, Бовой-королевичем, слушал и сам наизусть знал былины и сказки о славных русских богатырях. Так на пчельнике, на опушке леса передо мной оживали картины народного эпоса, фантастический мир русской сказки. Это и побудило меня воплотить в скульптуре образы народной мечты и фантазии.
Мне пришлось много постранствовать по белу свету. Я пересекал океаны, в Риме и в Греции с восхищением изучал шедевры античного искусства, поднимался вверх по Нилу, жил в Америке. Но никогда не забывал я о священной родной земле».
В 1965 году в здании Московского дома художников на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.
В послевоенные годы в СССР Сергеем Конёнковым были созданы портреты многих выдающихся людей, в том числе писателя Ивана Тургенева, поэта Владимира Маяковского, учёного Константина Циолковского и др.
Кроме того, Сергей Тимофеевич является автором памятников Александру Пушкину, Льву Толстому, Василию Сурикову, надгробия к памятнику Михаилу Пришвину.
Особое место в галерее портретов художника занимают изображения известных композиторов, среди которых Иоганн Себастьян Бах, Николо Паганини и др.
Скульптор выполнил обещание, данное им Горькому во время встречи в Италии – он создал портрет его внучки Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты – «Марфинька» и «Ниночка»).
В 1973 году в Смоленске открыт музей скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова, считающийся одним из лучших музеев его творчества.
Сергей Тимофеевич не только лично настоял на его создании, но и сам выбрал здание – старинный одноэтажный особняк с мезонином в центре Смоленска, принадлежавший до революции семье смоленской ветви Энгельгардтов. Здание на ул.Маяковского является памятником архитектуры в стиле эклектика второй половины XIX века.
Архитектурно-декоративная композиция главного фасада совмещает элементы рококо и декоративные формы древнерусского зодчества. Фасад украшают легкомысленные женские бюсты и вазоны.
Для открытия экспозиции Сергей Конёнков подарил Смоленскому музею сорок одну свою работу, написав: «Дорогим землякам дарю своё искусство». Постепенно коллекция произведений скульптора пополнилась работами, переданными Министерством культуры РСФСР и СССР, Волгоградским художественным музеем, музеями Тюмени, Самары, Твери, Краснодара, частными коллекционерами.
В настоящее время смоленская экспозиция включает около сотни его замечательных произведений. Здесь представлены все периоды творчества художника: ранний московский (1895 – 1923), американский (1924 – 1945), поздний московский (1946 – 1971). Работы размещены по темам: революционная, религиозная, портреты деятелей литературы, искусства и науки, образы детей и простых рабочих людей.
Особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Эта тема – одна из любимейших скульптором, так как навеяна детскими впечатлениями и родной смоленской природой. Творческое воображение автора выплеснулось, пожалуй, самыми яркими творениями Коненкова из дерева: «Сова-ведьма», «Птица Сирин», «Пан, играющий на дуде», «Наяда».
Достойное место получили и портреты известных людей искусства: литераторов Льва Толстого, Владимира Маяковского, Максима Горького, Тараса Шевченко, Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, композиторов и исполнителей Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, Александра Гольденвейзера, Надежды Плевицкой, учёных Чарльза Дарвина, Ивана Павлова, Василия Купревича.
Вдохновлённый женской красотой, Сергей Конёнков создал торс Айседоры Дункан, «Крылатую», «Примитив», «Девушку с кукурузой».
Своё нежное отношение к детям скульптор выразил в произведениях «Марфинька», «Ниночка», «Лёня».
В духе любви к христианству создан «Сын человеческий» и композиция «Пророк».
Тема труда сделала творчество Конёнкова особенно востребованным в советское время. Стать обладателем столь престижных званий СССР он вряд ли бы смог без «Дяди Григория», «Текстильщиц» и других подобных работ. Революционные идеи XX века мастер аллегорически воплотил в скульптурной композиции «Весь мир насилья мы разрушим», взяв строчку пролетарского гимна «Интернационал» и использовав образ библейского героя Самсона.
К 100-летию скульптора в Смоленске, на перекрёстке улиц Пржевальского и Конёнкова, установлен его бюст, являющийся точной копией мраморного автопортрета художника, хранящегося в Третьяковской галерее.
В память о знаменитом мастере его именем названы улицы в Москве, Рославле, Донецке.
В 1974 году, к 100-летию великого художника, в Москве, на ул.Горького (ныне ул.Тверская), в доме, где Сергей Тимофеевич прожил последние двадцать четыре года, был открыт Мемориальный музей. В него вошли непосредственно мастерская, где работал скульптор, его квартира и кабинет, интерьер которых был выполнен по его личному проекту.
Конёнков часто бывал на Смоленщине. Это был удивительно добрый и отзывчивый человек, который очень много помогал своим землякам.
Сергей Тимофеевич с готовностью откликался на любые просьбы. Бывало, что полностью загружал свою машину гостинцами и подарками, нередко оказывал нуждающимся материальную помощь. При том, что сам жил скромно, довольствуясь только самым необходимым.
Выросший в дружной и работящей крестьянской семье, Конёнков к любому труду относился с почтением, уважал трудящегося человека, да и сам был настоящим трудоголиком – вставал в шесть часов утра, а его рабочий день начинался с восьми часов и заканчивался поздним вечером. За всю свою жизнь Сергей Тимофеевич никогда не был в отпуске, на заслуженный отдых он ушёл только в 96 лет.
Самым лучшим лекарством для скульптора была работа.
Сергей Тимофеевич Конёнков умер 9 декабря 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен знаменитый автопортрет, за который он в своё время был удостоен Ленинской премии.

Почётное звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1964 года, за выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства и в связи с 90-летием со дня рождения.
Благодаря своим работам скульптор приобрёл всемирную славу ещё до революции. Молодого Конёнкова в творческих кругах того времени называли русским Роденом.
Ему были подвластны любые материалы: гипс, мрамор, дерево, бронза.
Сергей Конёнков являлся действительным членом Имперской Академии художеств, членом-корреспондентом и действительным членом Академии художеств СССР. Ему присвоены звания: народный художник РСФСР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, с 1964 года он – почётный гражданин города Смоленска. Кроме того, скульптор награждён орденом Ленина.

Из книги И.Тарасовой “Ельнинцы – Герои Социалистического Труда”.

70537

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы