В России будет принят «золотой стандарт» школьного образования

01:19 22.09.2022
В России будет принят «золотой стандарт» школьного образования

Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования». 

Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования?

 державцева

В.П. Державцева, главный редактор СОГУП «Юго-Восточная объединенная редакция», член экспертного клуба Смоленской области:

Несколько лет назад наша знакомая перевезла свою семью из другого региона в Смоленск. Знаете, с какой самой большой проблемой она столкнулась на новом месте? Для сына третьеклассника еле подобрали школу, так как не находили класса, где бы занимались по той же программе начального образования, которую он изучал в старой школе.

Мне больше душу греет не словосочетание – «золотой» стандарт образования, а единый образовательный стандарт.

Качество образования зависит ведь не от установок и законодательных решений, а от профессионализма и старательности учителя, от способностей и усердия ученика. Мой вузовский преподаватель часто говорила нам, студентам: «Вот сидите вы в аудитории 100 человек, и всем мы стараемся дать высшее образование. Хотелось бы заглянуть в ваши головки и посмотреть, кто из вас его берет».

Мотивация на учебу играет важную роль, и здесь многое зависит от взаимоотношений учитель – ученик – родители.

Но замечательно то, что теперь дети, что в Москве, что в Смоленске или маленьком камчатском поселке, будут учиться по одной программе, по единым учебникам.

Я выходец той – советской школы. Много общаюсь с современной молодежью, поддерживаю связь со своими однокашниками. Вывод делаю не в пользу многих современных юношей и девушек, хотя среди них есть достаточно грамотные, эрудированные, но в общей массе мы были подготовлены были лучше, знали больше, за что спасибо школе и учителям, интерес к новому у большинства остался до сих пор.

козлов

М.К.Козлов, главный редактор Ельнинской районной газеты «Знамя» имени М.В.Исаковского, член экспертного клуба Смоленской области:

Не всё то золото, что блестит

Введение единых учебников для школ России – не главная проблема. Главное – их достойное наполнение. При изучении той или иной науки необходимо идти от простого к сложному, поэтапно, не пытаясь объять необъятное. Учебники для старших классов напоминают учебники для студентов 1 и 2 курса вузов. Много непонятной, околонаучной терминологии, лишенной нередко нужного содержания.

Вопросы в конце изучаемого материала составлены столь произвольно, что непонятно, как правильно на них ответить. Особенно это касается истории, да и других предметов тоже.

ОГЭ и ЕГЭ – издевательство над психикой ребёнка, заключённое в непродуманных (надуманных) вопросах, в самой обстановке, в духе полицейской спецоперации.

Мелкотемье в гуманитарных предметах – откровенная отсебятина по таким предметам, как математика, физика, химия и биология.

А потому учебники должны утверждать не чиновники Министерства просвещения (они в этом ничего не смыслят), а советы из лучших учителей страны, по разным предметам; желательно, начинавшие учительствовать в советское время. И вообще, за основу (не всё подряд) нужно брать учебники советского периода. Желательно в начальных классах ввести предметы чистописания (каллиграфии). Для успешного развития мозга.

Что касается воспитания, то необходимо уйти от индивидуализма и прийти к коллективизму, а учитель обязан взять на себя добровольно часть родительских функций. Класс для учителя – это его семья. Только когда ребёнок реально почувствует в учителе родного человека, неформально относящегося к своим обязанностям – произойдёт прорыв в его познаниях.

Без сродства душ между учеником и учителем – большая беда!

артеменков

Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной  палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:

Принимаемый Государственной Думой закон о единых федеральных общеобразовательных школьных программах крайне важен, поскольку должен помочь преодолеть ту ситуацию, которая существует в современном школьном образовании. Различия в содержании образовательных программ, отсутствие в них обязательного ядра, различия в учебниках приводят к тому, что результаты образования спланировать чрезвычайно сложно. Соответственно, школьники при сдаче итоговых экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ испытывают трудности, которые приходится компенсировать через занятия с репетиторами. Также возникает масса проблем при переходе школьника из одной школы в другую, а зачастую, и при переводе из одного класса в другой в рамках даже одного образовательного учреждения.

Также сложно выстроить свою образовательную траекторию бывшему школьнику при поступлении в учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, поскольку общий уровень подготовки и наличие необходимого стандарта знаний и умений, которые формируются в школе, также отсутствуют.

Уверен, что принимаемый законопроект сможет серьезно продвинуть ситуацию к восстановлению единого образовательного пространства в стране, при этом сохранив возможности учитывать в школьной программе региональные и иные особенности при подготовке учеников.

боедов

Боедов Андрей Александрович, член Экпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области,  заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания МБОУ Кардымовская средняя школа Кардымовского района Смоленской области:

Принятый Государственной думой РФ закон о "золотом стандарте" образования представляет собой необходимое решение проблемы вариативности образования, которая активно внедрялась в России с момента развала СССР.

При поддержке иностранных организаций, таких, как, например, фонд Сороса, разрушалось единое образовательное пространство, ликвидироваоась фундаментальность школьного образования, в результате чего снижалось его качество.

В решении этой проблемы нуждаются и учителя, и учащиеся, и родители...

Основная образовательная программа, которая реализуется сегодня в российских школах, в том числе и в Смоленском регионе, согласно ФЗ "Об образовании в РФ" описывается как примерная, то есть имеющая рекомендательный характер. Каждая школа разрабатывает собственную образовательную программу, а учитель - рабочую программу. При этом существует множество учебников по каждому предмету, так, по истории их более 80-ти. При этом один и тот же материал в разных учебниках может излагаться с противоречивых позиций, что не всегда способствует формированию чёткого понимания изучаемого предмета.

В некоторых учебниках транслируются идеи, занесённые в 90-е годы в наше образовательное пространство либеральными структурами, стремившимися к дальнейшему развалу страны. Концепты, связанные с акцентированием внимания на негативных аспектах исторического прошлого, часто не соответствуют реальности и учащимися могут быть восприняты неправильно. Между тем, наша задача - не научить детей бездумно каяться перед Западом, а сформировать у них  чувство гордости за свою страну, желание участвовать в ее развитии и процветании.

Особую остроту проблема приобретает для учеников при переводе в другую школу, где ему приходится сталкиваться с незнакомой "местной" образовательной  программой. Конечно, и учителя, и родители стремятся в таких случаях найти индивидуальные подходы к этим детям, в том числе обращаясь за помощью к репетиторам, но введение "золотого стандарта" образования является универсальным решением для соблюдения принципа общедоступности и равных прав граждан России на образование. Родители в этом случае получают уверенность в качественном образовании ребенка, ученики в любой школе любого региона смогут изучать материал по привычному учебнику в соответствии со знакомой программой, учителя будут иметь готовые четкие программы, единые для всех школ страны.

Очевидно, что поступательное развитие российского образования требует учитывать и уникальный опыт советской школы. При всех её возможных недостатках, связанных с идеологическими перегибами, она давала ученикам лучшее в мире фундаментальное образование. И базовая учебная программа советской школы, базовые учебники также не исключали профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов. Советская система образования связывала все предметы воедино, что обеспечивало единое образовательное пространство.

Такое единое образовательное пространство формируется в настоящее время и в нашей стране, идущей по пути укрепления суверенитета, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

391932

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы