Живой пример оптимизма и беззаветной преданности родной земле

04:19 22.03.2018
Живой пример оптимизма  и беззаветной преданности родной земле

Родился Николай Фёдорович в д.Малые Прихабы, что на берегу реки Усии.
– У меня два дня рождения – фактический – в январе 1927 года, – рассказал он корреспонденту газеты «Знамя». – Во время войны моё свидетельство о рождении затерялось, и после её окончания мать в сельсовете по какой-то причине записала дату моего рождения 27 марта 1928 года. Так что своё 90-летие я уже отметил в прошлом году, ну а официально буду отмечать в марте нынешнего года.
По воспоминаниям Николая Фёдоровича, те далёкие детские годы были тяжёлыми и голодными. Колхозы только начинали организовываться, в основном сеяли лён, а из зерновых культур – рожь, да и ту в основном сдавали государству. На трудодни родителям давали немного семян льна и ржи, а так как в семье Желненковых было четверо сыновей, то хлеба до весны не хватало, и отец зимой уезжал на заработки в Донбасс, хотя и этот приработок не спасал семью от голода. Основной пищей для мальчишек служили льняные лепёшки, которые мать делила на всех по небольшому кусочку, а в летнее время – ягоды, грибы, съедобные травы.
Николай был самым младшим ребёнком в семье, и с семи лет ему уже приходилось с матерью теребить лён, чтобы помочь ей выполнить доводимую до каждого колхозника норму.
До войны Николай Фёдорович окончил Покровскую начальную школу, а аттестат о среднем образовании получил лишь 26 июня 1984 года, сдав экстерном на «хорошо» и «отлично» все полагающиеся экзамены.
– Так вот и росли, – с горечью вспоминает убелённый сединами ветеран. – До семи лет ходил в длинной холщёвой рубахе, штаны мать мне сшила, когда пошёл в школу. Вот радости было!
После окончания десятилетки старший брат, по молодёжному набору, уехал в Североморск, где началось строительство морского порта. Оттуда он написал отцу, что требуются рабочие на завод, и через год вся семья переехала в рабочий посёлок недалеко от Мурманска.
Жизнь стала потихоньку налаживаться: дети ходили в школу, работал Дом культуры, где показывали замечательные кинофильмы, была хорошая библиотека.
– Там я пристрастился к чтению, и первая книга, которая врезалась в память на всю жизнь, – «Как закалялась сталь» Николая Островского, – говорит Николай Фёдорович. – Именно тогда я задумался, сколько всего пришлось пережить комсомольцам! И для себя решил, что должен так же самоотверженно работать на благо Родины.
Этот счастливый период жизни семьи Желненковых продлился всего около двух лет. А накануне Великой Отечественной войны родители отправились в отпуск на Смоленщину, оставив троих сыновей дома на хозяйстве, старшего к тому времени уже забрали на срочную службу в армию.
Хорошо помнит Николай Фёдорович начало войны, первые бомбёжки стратегически важного судостроительного завода. Вместе с женщинами подростки копали окопы на берегу северного морского залива, строя оборонительный рубеж на случай высадки немецкого десанта. Но вскоре был объявлен приказ об обязательной эвакуации населения и семей военнослужащих.
– Прибежал домой – там уже стоит автобус, и наш комендант говорит – пять минут тебе на сборы, – рассказывает Николай Фёдорович. – Домой забежал, схватил быстрей наволочку – положил туда учебники. Так начался мой нелёгкий трудовой путь.
Эвакуируемых везли в товарных вагонах, питание было организовано на крупных станциях, но не всегда была возможность получить что-либо из еды, так что по пути следования мальчишки часто голодали. Нормально поесть им удалось только через несколько дней, в Вологде, где каждому выдали по полкилограмма хлеба.
Так Николай попал в Горьковскую область, на стекольный завод, где проработал до его закрытия. К тому времени в стране уже была введена карточная система получения продуктов, по которой работающим давали по 300 граммов, а иждивенцам – по 250 граммов хлеба в сутки.
Тогда Николай решил идти за 40 километров в местный райисполком, чтобы дали какую-нибудь работу. И его направили в один из колхозов, где подростку пришлось и хлеб молотить, и почту разносить, и участвовать в государственной заготовке сена и дров.
Здесь юноша проработал почти три года, до того времени, как вернувшийся с фронта после ранения отец забрал его домой.
В 1944 году, взяв в Коробце направление, Николай Желненков поступил в Починке на курсы трактористов.
– Учился я хорошо, и мне предложили оставаться в школе инструктором, но узнав, что зарплаты моей в 70 рублей хватит только на семь пирожков, я всё же решил вернуться домой, – улыбается Николай Фёдорович. – Всё лето занимались сборкой тракторов из покорёженной техники, которая осталась после освобождения. Только собрал трактор, поработал около месяца, и меня вновь направили учиться на право управления гусеничным трактором в Краснинский район. Весной вернулся с учёбы, дали мне новый трактор, который был выпущен на Алтайском заводе сельскохозяйственной техники. Кабины в ту пору были деревянные, без стёкол и дверей. Работать приходилось в две смены, спать всего ничего и прямо на сырой земле. Вот тогда и заработал бронхит, а затем и воспаление лёгких.
Всю зиму мать выхаживала Николая, к весне немного оклемался и – опять за руль трактора, нужно было пахать землю и растить хлеб для армии.
Через три года Николая Фёдоровича направили учиться на годичные курсы бригадиров в Сычёвскую школу механизации. Там выучил технические характеристики всех существующих в то время марок тракторов.
Вернулся опять в родное хозяйство, некоторое время работал бригадиром, а затем способного парня перевели работать механиком на механико-техническую станцию (МТС).
После того, как отстроили новые мастерские, на базе которых числилось большое количество различной сельхозтехники, было решено создать ремонтно-тракторную станцию (РТС). Это своего рода ремзавод, где выполняли капитальный ремонт тракторов. Технически грамотного Николая Желненкова здесь поставили на должность контрольного механика.
Ненормированный труд, тяжёлые условия жизни сказались на здоровье Николая Фёдоровича, и у него вновь обострилась тяжёлая болезнь лёгких.
– Я тогда выкарабкался только благодаря жене и детям, – уверен он. – Несколько раз делали переливание крови, потом операцию по удалению спаек в лёгких. Нина забрала меня домой и два года выхаживала.
К этому времени на базе РТС был создан крупный совхоз, где Николай Фёдорович стал работать заведующим автогаражом и мехмастерскими.
Следует отметить, что трудовой коллектив с большим уважением относился к Желненкову, и ещё совсем молодого человека, в его бытность бригадиром, рабочие так и называли – батя. Поэтому вопрос о том, кого избрать председателем профсоюзного, а затем и рабочего комитета был сразу же решён однозначно – конечно же, батю.
В совхоз «Коробецкий» прислали нового директора, Ивана Петровича Князева, который и предложил Николаю Фёдоровичу стать парторгом предприятия. И, надо сказать, не просчитался. Деятельный, активный парторг создал на предприятии все необходимые комиссии, в том числе по охране труда и технике безопасности, на базе совхоза развернул социалистическое соревнование, работу членов Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), организовал добровольную народную дружину, конфликтную комиссию, создал «Доску почёта». Для поощрения передовиков производства рядом с центральной конторой регулярно поднимали флаг Трудовой славы, отличившимся вручали переходящие трудовые вымпелы.
За свой доблестный труд Николай Фёдорович Желненков 8 апреля 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён орденом «Знак Почёта». Среди его наград – медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», медаль «Ветеран труда».
В 1988 году, отработав сорок четыре года в совхозе «Коробецкий», Николай Фёдорович вышел на заслуженный отдых. И, несмотря на все проблемы со здоровьем, продолжает вести активный образ жизни – он постоянный участник местной самодеятельности, ведёт работу по патриотическому воспитанию школьников и молодёжи, для которых является живым примером оптимизма, беззаветной преданности родной земле и любимому делу.
Здоровья Вам, Николай Фёдорович, хорошего настроения и ещё долгих и долгих лет жизни.

Ирина Тарасова.
/Фото автора.

77281

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы