Уважаемые читатели, всегда, когда начинаю писать зарисовку о каком-нибудь удивительном человеке, на ум приходят особые стихи, выражения, пословицы и т.д. Вот и в этот раз тоже. Вспомнилось стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья». Понимаете, в уже по-сути крошечных деревеньках встречаются настолько сказочные герои, такие особенные, которые умудряются в непростых жизненных условиях не просто выживать, а трудиться в удовольствие, с пользой для себя и людей.
В последнее время я много писала о тех, кто работает с землёй. А вот о пчеловоде буду вам рассказывать впервые. Пчёлами у нас в районе занимаются многие, а сегодня речь пойдёт о Валерии Ивановиче Ермилине из деревни Леоново.
Валерий здесь родился, здесь и создал своё волшебное пчелиное царство. Моя экскурсия по пчелопасеке затянулась почти на два часа. Увлекательная беседа завязалась уже сразу, когда передо мной в снежном убранстве выросли сто маленьких домиков пчёл. Хорошо с одной стороны, что они уже устроены на зимовку, вот и в душе не было страха.
Садовые деревья, молодые липки напоминали мне школьный сад, об этом говорил и хозяин пасеки. Идём знакомиться с его питомцами. Открывает крышку, а там тёплая ветошь, а под ней, между рамками с мёдом тихонько гудят рыжеватые красотки. Сверху вижу длинную жёлтую пластинку. «Это лекарство от клеща, помимо мёда пчёлам оно тоже необходимо», – поясняет Валерий Иванович.
Снаружи домики обиты поликарбонатом, между ним и досками имеется пространство – это для циркуляции воздуха, объясняет мой собеседник.
«Ещё сохранилось несколько домиков от отца, – рассказывает Валерий Иванович, – это он привил мне любовь к пчёлам, когда мы с женой вернулись, чтобы обосноваться в родных местах. А приехали мы с севера, куда меня направили после окончания Московского пушно-мехового техникума, где я учился по специальности «Охотоведение и звероводство».
Поначалу, ещё с молодости, Валерий увлёкся охотой на зайцев, а спустя некоторое время в его душе что-то резко перевернулось, и он понял, что природу нужно беречь и охранять, а не уничтожать. И тому подтверждение – пчеловодство. Правда, сначала некоторое время поработал в местном колхозе, а после его развала вплотную занялся разведением пчёл. Именно так, Валерий даже пчеломаток выращивает сам в домиках для маток, где они в специальных устройствах из ячеек вырастают из личинок. Кстати, потому в летний период пчёлки-то и не роятся, потому как делить двум хозяйкам дом не приходится. Вот какая умная технология. А мне в детстве часто приходилось «огребать» рои с небольших липок, когда родители отсутствовали, иначе нагоняй могла получить, если вдруг рой улетал, спасала фуфайка и тёплые рукавицы.
Откуда же такие познания у Валерия Ивановича? Вижу и на всех летках домиков установлены какие-то приспособления. Интересуюсь, что это.
«Это пыльцеуловитель, – поясняет мой собеседник. – Пчёлка залезает в дырочку, заносит только мёд, а пыльца оседает в лоток, так и получается целебное лекарство. Я вас угощу потом этим продуктом с чаем, а ещё и мёдом в сотах».
Вот это гостеприимство. Шучу: «К хорошему можно быстро привыкнуть, но не откажусь».
Идём дальше. Позади пасеки приобретённый им соседский дом, в котором и производится самый важный процесс – выкачка мёда.
«Тогда на помощь приезжают дочь и сын из Брянска. Одному непосильно это сделать», – говорит Валерий.
Вот она передо мной – новая современная польская медогонка, аж на 70 рамок в один заход. Но прежде, чем их поместить в медогонку, необходим распечаточный станок, чтобы их открыть. И он тоже имеется. А рядом реликвия – старинная деревенская медогонка. С такой и я знакома.
Здесь же есть и оборудованная кастрюля для разлива готового мёда.
В другой половине дома зимуют слабые пчелиные семьи.
«Им необходимо особое тепло и уют», – акцентирует моё внимание пчеловод.
Возвращаемся обратно и попадаем ещё в одну сказку. Мой взгляд привлекла вывеска на одной из лип – летнее кафе «Мукачевский трутень». Здесь стол, лавочка.
«Боже, какое место отдыха среди такого количества маленьких злюк», – говорю я.
«Что вы, они мирные. У меня два вида – «карпатка» и «бакфаст». Злые всего в двух домиках. Но они – подальше от кафе». Чудеса! Вот ведь как, и пчёлы, как люди, бывают и добрые, и злые.
Побывала я и в мастерской пчеловода, где он мастерит не только ульи, но и рамки для мёда. Для этого имеются все необходимые инструменты. Посмотрела я и печь, в которой Валерий топит воск. Неподалёку под навесом лежала гора рамок, которые необходимо за зиму затянуть вощиной.
А так как было очень холодно и замёрзла даже ручка, свою беседу мы продолжили за чаем.
Хочу сразу заметить, в доме имеются все удобства. Хороший хозяин и в деревне умудряется жить в комфорте, если есть желание и умелые руки. На окне уже даже и витамины выросли – зелёный лук. И чай – душистый и с медком в сотах, гречишный, плюс несколько комочков пыльцы – великолепное удовольствие, когда на улице зима.
«Спасибо за гречишные поля Сергею Анатольевичу Сумарину», – говорит Валерий Иванович.
Да, особенные люди живут в Леонове. Деревенька, конечно, угасает потихоньку, и лишь благодаря вот таким удивительным людям пока ещё держится.
Здесь действительно чудеса. Здесь кот на ветвях, здесь на неведомых дорожках следы невиданных зверей, правда, избушки тают понемножку, но добрых встретишь здесь людей.
Ирина Синельник./Фото автора.
Оставить сообщение: