Несмотря ни на что…
– Нельзя сказать, что всё в моей жизни складывалось гладко, – задумчиво говорит эта обаятельная женщина. – Даже скорее – всё шло своим чередом. Несмотря ни на что…
Я встретила своего замечательного мужа, с которым мы вырастили прекрасных детей. Преодолела целую череду препятствий и всё же стала педагогом. Всегда хотела подарить частичку своего тепла детям-сиротам – и как будто сам Бог послал нам этих малышей.
А начиналось всё как обычно. Закончив в 1978 году десятилетку, девушка родом из Казахстана, не раздумывая, отправилась в далёкий Красноярск для поступления в пединститут им. В.П.Астафьева.
И в это же время из Владивостока, окончив школу мичманов, туда приехал служить молодой красавец-моряк Александр Филиппов.
С поступлением в вуз как-то не задалось, и влюблённые сразу же уехали на Дальний Восток, к месту службы юноши, в посёлок Тихоокеанский. В 1980 году у них родилась дочь Оксана, а через два года – сын Саша.
Многочисленные переезды вместе с мужем, моряком-подводником, не оставляли Елене надежды на получение педагогического образования. Ведь во время его многочисленных дальних морских походов на её хрупкие женские плечи неизменно ложилась вся тяжесть ответственности за детей и сохранение домашнего очага.
И лишь в начале 2000-х годов, когда сын и дочь стали уже взрослыми и вполне самостоятельными людьми, а муж вышел на пенсию по выслуге лет, Елена смогла наконец осуществить свою мечту и стать педагогом.
К этому времени они уже переехали в село Шушенское, где у мужа от матери остался домик. Здесь супруги вели своё хозяйство, а Елена Викторовна работала в детском саду – вначале воспитателем, а после окончания заочного отделения всё того же Красноярского пединститута – заведующей.
Стечение обстоятельств
или само провидение…
В один из дней Елена попадает в больницу с сильнейшей аллергической реакцией. Времени отлёживаться не было, ведь на ней ответственность за детское учреждение…
Но все эти проблемы вмиг отошли на второй план, когда в один из дней в её палату привели маленькую девочку.
– Насте тогда был всего год и два месяца, но я была поражена её необычной смышлёностью, – с теплотой вспоминает Елена Филиппова. – Ласковая и добрая малышка буквально покорила меня, а потом без труда очаровала моего сурового на вид мужа. Едва он протянул к ней руки, как кроха тут же прильнула к нему и цепко обняла за шею. Тут уж всё решилось само собой…
Любящее сердце Елены начинало учащённо биться только при одной мысли о том, что Настя могла погибнуть в тот сильный мороз в нетопленом доме, если бы кроху своевременно не изъяли у безответственной матери органы опеки.
– То, что мы полностью завершили оформление необходимых документов на девочку именно 25 апреля, в день нашего бракосочетания с мужем, а её день рождения совпал с Сашиным, я тогда восприняла, как знак свыше, – искренне говорит Елена Викторовна. – Да я и сейчас уверена – Настя дана нам самим Богом.
К радости родителей, их решение нашло полное одобрение у их взрослых детей. Оксана к тому времени уже закончила Владивостокское педагогическое музыкальное училище по классу фортепиано и переехала в Москву. Туда же после службы в армии и окончания курсов водителей уехал и Саша.
Жизнь шла своим чередом – Настя подрастала на радость Елене и Александру. Творчески развитая, не по годам умная и талантливая – с нею их жизнь наполнилась новым смыслом.
Нелёгкое испытание судьба уготовила супругам, когда девочке исполнилось 4,5 года. В один из дней у Настеньки поднялась высокая температура. Почти месяц Елена с малышкой лежали в местной больнице. Анализы крови показывали высокое содержание лейкоцитов, что свидетельствовало о наличии воспалительного процесса, но какого именно врачи понять не могли. Медики даже подозревали лейкемию, и в декабре 2009 года вертолётом их отправили в Красноярскую детскую краевую больницу.
– Что мне пришлось пережить? Даже сейчас мне тяжело об этом вспоминать, – едва сдерживает слёзы Елена Викторовна. – Это были мучительные переживания – я очень боялась потерять свою маленькую любимую дочку. Слава Богу, всё обошлось. Тогда врачи и предложили нам поменять климат.
Судьба сложилась так, что именно в этот сложный период Филипповым из органов опеки поступает предложение забрать в семью восьмимесячного мальчика – родного брата Насти.
– Я очень сожалею, что в тот момент из-за болезни дочери не нашла в себе силы принять Максима, – утирает слезу Елена. – Теперь нам приходится пожинать горькие плоды его тяжёлого детства, когда 3,5 года ребёнок жил в неблагополучной семье с матерью, которой до него не было дела. Мальчишка с раннего детства не доедал, никто не заботился о его здоровье, не занимался умственным и физическим развитием.
А между тем, неимоверными усилиями мамы, назвать которую приёмной просто не поворачивается язык, Настенька пошла на поправку. У девочки проявился творческий талант, и родители отдали её в музыкальную школу. А так как Оксана и Саша к этому времени уже полностью обосновались в Москве, то Елена Викторовна и Александр Иванович решили переехать поближе к ним, в Ельню.
Мои дети – самые лучшие!
Незадолго до отъезда из Шушенского Елена в отделе опеки узнала, что маленький братик Насти находится в местной больнице, т.к. родная мать отказалась от него.
– Мы сразу побежали туда, – делится воспоминаниями Елена Филиппова. – Сердце у меня прямо ёкнуло: они с Настей оказались очень похожи. Признаюсь, муж, возможно, лучше понимая последствия пережитого ребёнком, изначально был против этой затеи. Но я уговорила его, и по приезде в Ельню начала оформлять документы для опеки.
Забрать Максима удалось только через полгода уже из детского дома в Минусинске. Общительный и разговорчивый мальчишка, но худой и истощённый, с задержкой психического и речевого развития – и вот тут-то уже приёмной маме пришлось браться за дело, буквально засучив рукава.
И если с умненькой и хорошо воспитанной Настей, которую многие ельнинцы знают и любят, как прекрасную певицу, у Филипповых вообще не было никаких проблем. Девочка хорошо учится в школе, в мае 2019 года получила диплом с одной четвёркой об окончании эстрадно-джазового отделения детской музыкальной школы, где занималась под руководством прекрасного педагога Натальи Михайловны Романенковой. Кроме того, она самостоятельно рисует в стиле аниме, увлекается спортом, участвует во многих конкурсах и фестивалях районного и областного уровней, входит в команду КВН школы №2 «Горячие перцы» (руководитель Елена Викторовна Ксенофонтова).
То с Максимом приходится, как говорится, постоянно быть начеку. Мальчик очень внимателен к окружающим: он всегда здоровается с людьми, за что снискал восхищённые отзывы. Добрый и ласковый, он тянется в семью, где ему хорошо с любящей мамой. И в то же время, его гиперактивность, ведущая к запоздалому осознанию своих поступков, часто вызывает непонимание среди сверстников, да и что таить греха, и у некоторых педагогов.
– Я очень благодарна врачу-психотерапевту Татьяне Викторовне Окружновой, у которой сын постоянно наблюдается, – говорит Елена. – Изначально я его сильно нагрузила – занятия танцами и фольклором, да ещё и учёба в школе. Но благодаря Татьяне Викторовне, которая доходчиво разъяснила мне, что в силу особенностей развития на мальчика нельзя давить, а нужно воспринимать его таким как есть, с его неусидчивостью и задиристостью, я стала больше уделять внимания созданию оптимальных условий для его развития.
Елена Викторовна уверена, в этом плане немалая роль отведена учителю. Сумеет ли он найти подход и выстроить с ребёнком отношения, основанные на любви и взаимопонимании, чтобы он стремился двигаться вперёд, а не замыкался в себе? Ведь только мудрый наставник может помочь малышу без всяких проблем влиться в школьный коллектив.
В этом плане Елена Филиппова выражает огромную благодарность учителю школы №3 Лидии Николаевне Ходорковской.
– Это сильный педагог, который умеет правильно подойти к любому ребёнку, – считает приёмная мама. – В зависимости от обстоятельств, она может быть и требовательной, и ласковой, и внимательной, твёрдо спросить и подтолкнуть к правильному решению в сложившейся ситуации. Лидия Николаевна сумела найти «ключик» к Максиму, и он с удовольствием стал ходить в школу, перестал стесняться, стал более открытым и спокойным.
По совету психологов, мальчика по мере сил вовлекают в классные и общешкольные мероприятия, он прекрасно декламирует стихи, участвует в ежегодном «Читающем автобусе».
И, несомненно, самое большое счастье для матери, что её уже совсем взрослые Оксана и Саша во всём поддерживают её и помогают в воспитании младших детей, считая их своими родными сестричкой и братиком.
– Мы вместе – и это, пожалуй, самая большая радость для меня, – с улыбкой говорит Елена Филиппова. – Как мать, я не чувствую разницы между детьми. Они мои – хорошие и замечательные. И я хочу дать им всё, что не сумела или скорее не захотела дать им родная мама.
Теперь, когда Настя и Максим подросли, эта женщина пытается «присвоить» их себе, выставляя на своей странице в соцсетях фото детей, можно сказать, украденные у нас. И мне было очень приятно, когда моя Оксана написала ей: «Они не твои – они наши!».
Приёмный родитель – большая радость и ответственность
По мнению приёмной мамы Елены Филипповой, ребёнок в семье, независимо свой он или чужой, должен ощущать себя желанным.
– Да, порой бывает очень сложно и даже опускаются руки, – говорит Елена Викторовна. – Но я изначально была готова к трудностям и ясно понимала – этих детей нужно воспитать и поставить на ноги, а для этого потребуется немало душевных и физических сил. Ребёнок полностью доверяет тебе, и главная задача приёмной мамы – создать условия, чтобы возникла взаимная привязанность. А потом эту привязанность сохранить, несмотря ни на что. И в этом вопросе не поможет никакая денежная компенсация. Алименты, которые выплачивает государство Насте и Максиму, накапливаются на их банковских счетах, чтобы они в дальнейшем могли получить хорошую профессию, стать достойными членами нашего общества, обзавестись семьями. Для меня сейчас самое важное, чтобы эти дети нашли своё место в жизни и чтобы в будущем у них сложилось всё хорошо.
Наверное, вот за этими простыми пожеланиями и скрываются все самые глубокие чувства, которые мы вкладываем в понятие ответственное родительство. А трудно ли быть приёмным родителем полностью зависит от того, насколько человек чувствует ту самую ответственность за судьбу принятого в семью малыша.
Ирина Тарасова.
Оставить сообщение: