Семья её состояла из семи человек: отец Василий, мать Акулина, братья: старший – Михаил, младшие – Николай и Александр, сёстры – Анна и Мария (моя прабабушка).
Отец прабабушки Василий был участником первой мировой войны, награждён Георгиевским крестом.
Когда началась вторая мировая война в 1941 году, прабабушке было 8 лет. Старшего брата Михаила забрали на фронт, а отец уже был старый и его не взяли. Где-то в середине августа дошла весть, что на деревню надвигаются фашисты. Люди стали эвакуироваться в сторону деревни Бражино. Потом они узнали, что большая часть эвакуировавшихся погибли под бомбёжкой, так получилось, что налетели немецкие самолёты на обоз, который шёл по полю, и людям скрыться было некуда.
Кто-то не захотел бросать свои дома, в том числе и Акулина, дом был новый. И вот враги вошли в деревню и стали выгонять жителей на улицу, тех, кто добровольно отказывался покидать свой очаг, расстреливали. Немцы селились только в новых домах. Семье прабабушки тоже пришлось покинуть родной очаг и жить в землянке. Отбирали скот. Брату удалось увести корову в лес и спасти животное. Молоко спасало от голода. Старые дома немцы стали жечь, а на их месте строили новые, развели вокруг домов газоны, наверняка, думали остаться надолго. Но осенью стали наступать наши войска и выбили фашистов из деревни, но ненадолго, почти через месяц оккупанты вновь вернулись сюда. Большое впечатление произвело на прабабушку, когда гнали наших пленных через деревню: раненые и голодные наши солдаты молча шли колонной. Тех, кто не мог идти, немцы безжалостно расстреливали или добивали деревянными кольями, бывало, что вся дорога, по обеим сторонам, была устлана трупами наших солдат. Местные жители прибегали к хитрости, подбегали к колонне и бросались на шею к пленным, начинали плакать и уговаривать немецкое начальство отпустить родственника (брата, племянника, отца). И часто им это удавалось. Потом пленных выхаживали и отправляли в лес к партизанам.
В этот раз немцы вели себя как изверги. В деревне жила семья председателя колхоза: жена и двое детей. По чьему-то доносу они были арестованы и жену стали пытать, хотели узнать, где скрываются партизаны, но она не выдала, а может быть и не знала, где они прятались, и тогда фашисты на глазах у матери расстреляли её детей, а потом и её саму. Так и похоронили их в одной могилке на возвышенности, под тополями. В дальнейшем на том месте был установлен памятник, чтобы люди помнили, какой ценой отвоёвана эта земля. Были и ещё случаи зверства. Рядом с домом прабабушки жила молодая соседка, которую звали Татьяной, у неё было два малолетних сына, муж погиб на фронте. В то время всех жителей деревни фашисты гоняли копать окопы, противотанковые рвы, могилы для убитых, а детей малого возраста оставляли дома. Однажды соседка Таня возвратилась домой и увидела шокирующую сцену, как фашист (финн по национальности) надел на шею её сына верёвку, таскал его по двору и хотел повесить. Как выяснилось, мальчик украл у него пачку сигарет, наверное, хотел выменять на хлеб. Женщина бросилась на колени и стала молить его о пощаде, чтобы он отпустил сына, но тот был непреклонен. Тогда Татьяна побежала в немецкую военную комендатуру, после чего её мальчика отпустили. Может спасению помогло и то, что её отец был знахарем, и немецкий военный врач часто иронизировал над стариком, мол, что это за примитивная медицина, так лечить нельзя. Но дедушка доказал, что разбирается в лекарственных травах. После этого случая к целителю стали относиться с уважением.
В этот же период в д.Лукты, которая находилась неподалёку от д.Яковлево, были сожжены жители деревни, обвинённые в пособничестве партизанам. До войны в этой деревне проживало около трёхсот жителей, после же войны осталось только пять или семь домов, ныне же деревня не существует. А жителей деревни Бражино согнали всех вместе и заставили идти по заминированному полю. Люди начали подрываться и в панике разбегались кто куда, а немцы стали их расстреливать. Деду Коле, ему было тогда 12 лет, довелось быть участником тех событий. От страха он вынужден был притвориться мёртвым, потому что всех, кто ещё дышал и стонал от ран, фашисты добивали. Когда стемнело, выполз и был в таком сильном шоке, что не чувствовал – живой он или мёртвый. Когда немного очнулся, то потихоньку, чтобы его не услышали немецкие овчарки, по трупам пробрался к речке и подался в лес, к партизанам. После пережитого у него больше не было никакой жалости к фашистам.
Однажды бои шли очень долго и не было никакой возможности вернуться домой. А когда добрались до хаты, то увидели жутчайшую картину. Возле крыльца сидел на коленках истощённый русский солдат, который жадно грыз шкуру убитой лошади. Он был настолько истощён, что даже не мог ни говорить, ни передвигаться (ему, наверно, удалось бежать из плена). Всей семьёй выхаживали солдата, хотели поставить на ноги и переправить к партизанам, но он всё равно не выжил.
Много чего пришлось пережить жителям деревни Яковлево, которая шесть раз переходила из рук в руки.
Всё лето и осень бегали детишки в лес, в том числе и прабабушка, собирали грибы, насолили целую бочку. По грибы вставали рано, старались опередить других деревенских детей, несмотря на холод, ходили босыми. Бабушка Маша вспоминала, что было очень холодно ногам, но она терпела, старалась бегать пошустрее. Нужно было чем-то питаться. На дары леса были большие надежды, собирали всё, что пригодно в пищу.
Уже поздней осенью наши войска отбили деревню у фашистов, те, уходя, разорили дом, забрали все семейные ценности, иконы и прочие ценные вещи, даже семейные альбомы. Очень ценились расшитые льняные рубашки. Чтобы немцам ничего не досталось, многие сильно укорачивали рубашки, и они становились непригодными для ношения.
Когда шли бои, прапрабабушка Акулина вместе с детьми прятались в лесу, очень было страшно и небезопасно оставаться в деревне. Как-то, в очередной раз, они вернулись и увидели возле крыльца своего дома перевёрнутую на бок бочку с грибами. И это спасло их от голодной смерти, многие, кто сильно пострадал, приходили к прапрабабушке за помощью, и она каждому выдавала по блюдечку грибов, старалась со всеми поделиться.
Через некоторое время враги снова объявились в деревне. Наступала уже зима, печек оккупанты не умели топить, поэтому приказали делать это прапрабабушке Акулине. После того как русская печь была вытоплена, она сразу же уходила, боялась, но когда ударили сильные морозы, то разрешали детям оставаться на печи на ночь, или оставляли маленького Сашу, ему тогда было 5 лет, думаю, в качестве заложников, чтобы прапрабабушка ничего не сделала им плохого. Были случаи, когда фашисты угорали ночью во сне. Днём детей заставляли ходить в лес за дровами. Однажды прабабушка Маша отправилась туда, набрала много хвороста и решила скатиться на санках с горки, но не заметила, что внизу лежит припорошенная снегом ель со срубленными ветками. На полном ходу она врезалась в это дерево и пробила насквозь ногу и потеряла сознание. Сколько пролежала в лесу – неизвестно. В память врезалось, что когда очнулась, то была уже в комнате. Всё плыло перед глазами, оказалось, что она потеряла много крови, пришлось за помощью обращаться к немецкому врачу, тот приходил и лечил её. Если бы не он, то, возможно, прабабушка умерла бы или осталась без ноги.
Через некоторое время карателей окончательно прогнали. В 1942 году пришлось очень тяжело, много умерло людей с голоду, в том числе и мать прапрабабушки Акулины – Женя. Хлеба не было. Пекли лепёшки из семян трав или картофельной шелухи, их ещё называли «тошнотики», потому что от них тошнило, а что делать: хочешь есть – ешь, а нет – с голоду помирай. И много пришлось пережить им лишений, но они выжили. Отец прабабушки Маши после войны прожил недолго, в 1950 году он умер от рака желудка, мать прабабушки, Акулина, прожила долго, умерла в 1982 году, ей было 87 лет. Сама прабабушка Маша умерла в 2009 году, в возрасте 78 лет.
Что характерно для людей, переживших войну – это их трудолюбие. Они были примером во всём, многие сохранили доброе отношение к людям, у них была выработана дисциплина, чувство ответственности за свои поступки. Конечно, этими качествами в полной мере не все обладают в наше время. Не голодали, как они, и не видели ужасов смерти, когда надеяться можно только на себя, и кашки на блюде никто не принесёт, когда ты в ответе не только за себя, но и за всю семью, что если дали тебе задание, ты должен его исполнить, как бы трудно тебе ни было. Нам есть чему поучиться у старшего поколения, которое завещало нам беречь мир, жить дружно и защищать друг друга в трудную минуту, только так можно выжить. Недаром же есть народная пословица: «Один в поле не воин».
Георгий Козлов,
пятиклассник средней школы № 2 имени К.И.Ракутина.
Оставить сообщение: