Удивительное путешествие в мир искусства участники тура совершили, посетив Художественную галерею Смоленского музея-заповедника (ул. Коммунистическая, д. 4).
Примечательно, что и само здание является памятником архитектуры XIX века, где в то время располагалось Александровское реальное училище. Оно было открыто 1 июля 1877 года по инициативе Губернского земства, при поддержке областной Думы. Здание напоминает дворец, а его красно-белый фасад по праву считается одним из красивейших в городе. Созданное архитекторами Мейшером и Хартеном, оно поражает своей внешней и внутренней роскошью. До наших дней сохранилась трёхмаршевая чугунная лестница с ажурными ступенями.
Здесь на трёх этажах, в четырнадцати залах расположилась обширная и весьма разнообразная экспозиция, где размещено около пятисот экспонатов живописи, скульптуры, графики, фарфора. В ходе часовой экскурсии с опытным гидом можно составить представление о самых значительных произведениях, хранящихся здесь в историко-хронологическом порядке, начиная с XV века и до наших дней.
Основу собрания древнерусской живописи составляет коллекция историко-этнографического музея княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, собранная ею на рубеже XIX-ХХ веков. Время создания наиболее ранних из представленных икон – XV век, самых поздних – начало XIХ века.
Среди подлинных шедевров древнерусского искусства – икона XV века «Спас Нерукотворный» псковской иконной школы. Образ Нерукотворного лика был очень распространенным и почитаемым на Руси с древних времен. В основу положено предание о том, что сам Спаситель послал убрус (полотенце) со своим чудесно запечатленным ликом эдесскому царю Авгарю и исцелил его.
Две иконы исторически связаны со смоленской землей: «Богоматерь Одигитрия Смоленская», датированная началом XVII века и представляющая собой один из списков со знаменитой византийской иконы «Богоматерь Одигитрия», и «Святые Федор, Давид и Константин», где изображен сын смоленского князя Ростислава Мстиславича II – князь смоленский и ярославский Федор Ростиславич со своими детьми. Православной церковью они почитаемы как чудотворцы.
Основу музейной коллекции русской живописи XVIII-XIX веков составляют произведения, поступившие сюда в 1920-1930-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Цветковской галереи. В основном это психологические портреты людей, соответствующие идеалам той эпохи, на которых умелые мастера запечатлели внутренние переживания человека.
Среди них произведения европейских художников, работавших в России, а также мастера камерного портрета Фёдора Рокотова и тонко воплотившего реалистические тенденции Василия Тропинина.
Одной из жемчужин коллекции XIX века является нехарактерный для знаменитого мариниста Ивана Айвазовского пейзаж «Зимний обоз в пути» (на снимке справа). Успех этой картины на выставке в Париже был отмечен орденом Почётного легиона.
Гордость собрания – романтический пейзаж Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне», пейзажи настроения Исаака Левитана «Серый день», «Облако», «Осень», исторический этюд Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», портрет Марии Тенишевой Валентина Серова, портрет-«впечатление от натуры» той же Марии Тенишевой русского импрессиониста Константина Коровина, Александр Бенуа и его «Прогулка короля» из серии, посвящённой Версалю, «Отдых в лесу» русского модерниста и символиста Константина Сомова, «Портрет дамы» известного колориста Александра Головина, оригинальные и исключительно талантливые картины русских авангардисток Натальи Гончаровой и Любови Поповой.
Честно скажу – уходила из этого храма искусства с большим сожалением, что эта краткая обзорная экскурсия так быстро закончилась. Хотелось уединиться и тихонько побродить по уютным выставочным залам, чтобы хорошо рассмотреть замечательные картины и составить для себя более подробное представление об особенностях изобразительного искусства художников Италии, Испании, Франции, Германии, Нидерландов, Голландии.
Надо отдать должное экскурсоводу – её захватывающий, непринуждённый рассказ интересен и взрослым, и детям.
Сотрудниками художественной галереи создан целый цикл познавательных тематических экскурсий. В их числе «Здесь живут картины» для детей, а также «Эпоха, одетая в платье», «Княгиня Тенишева и её коллекция», «Западноевропейское искусство», «Как это было… Спасение культурных ценностей в годы войны».
Контактная информация размещена на сайте Смоленского государственного музея-заповедника.
Дворянство
и купечество
Смоленской губернии
Этой теме была посвящена пешая экскурсия с замечательным гидом Светланой Бычковой, которая уже знакома нашим читателям по предыдущей моей статье «Туристическими тропами Смоленщины» (газета «Знамя» от 23.11.2018 г.).
Смоленская земля издавна славилась численностью дворянских родов. По количеству дворянских усадеб Смоленщина в XIX веке занимала третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Накануне отмены крепостного права в Смоленской губернии проживало более пяти тысяч дворянских семей. Большинство из них были мелкопоместными, но порядка четырёх тысяч имели свои дворянские усадьбы. Наибольший интерес представляют крупные и средние поместья, имеющие черты высокой усадебной культуры: обширные парки, беседки, оранжереи.
Примером крупных дворянских хозяйств в настоящее время являются Музей-усадьба Михаила Глинки в Новоспасском Ельнинского района, Музей-усадьба Александра Грибоедова в Хмелите Вяземского района, музей Тенишевой в Талашкино и принадлежавший ей историко-архитектурный комплекс «Теремок» во Флёново.
Многие и не догадываются, что изначальное название городского сада «Блонье» имеет русские корни и означает окраина, околица. Ныне он носит имя Михаила Ивановича Глинки. Это старейший парк в Смоленске. Он был заложен в 1830 году на месте бывшей плац-парадной площади русским драматургом, бывшим губернатором Смоленска Николаем Ивановичем Хмельницким.
В историю Смоленска и всей России сад вошёл в 1885 году, когда на народные деньги здесь был установлен один из первых российских монументов – памятник композитору Михаилу Глинке. Большая удача, что он благополучно выстоял и в годы Великой Отечественной войны.
В конце 70-х годов ХХ века у памятника разместили несколько динамиков и теперь в городском саду периодически звучат фрагменты из произведений великого мастера.
Место было выбрано не случайно. Напротив расположено здание бывшего дворянского собрания (ныне Смоленская областная филармония), где наш земляк, будучи не только знаменитым композитором, но и прекрасным дирижёром, неоднократно выступал перед публикой. Оригинальная металлическая ограда выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками запечатлены отрывки из двадцати четырёх произведений Глинки.
Не менее примечателен и Лопатинский сад, который был открыт в 1874 году на месте бывшей Королевской крепости и носит имя своего основателя, смоленского губернатора-мецената Александра Григорьевича Лопатина. В 2015 году у центрального входа был открыт монумент этому замечательному человеку.
Большой интерес представляет двухэтажный особняк городского главы Александра Платоновича Энгельгардта (ныне здесь расположен Дворец бракосочетаний), дом купца Будникова по ул. Маяковского (бывший Дом пионеров), бывшее здание Купеческого собрания, где ныне расположена библиотека им. А.Т.Твардовского, дом купца Павлова (ныне Дом книги на ул. Б. Советской).
К сведению читателей, в XIX веке в Смоленске проживали 133 купца (из них 79 – второй гильдии и 54 – первой гильдии).
Так исторически сложилось, что, находясь на пути из варяг в греки, Смоленск издревле был купеческим городом, уступая в этом плане разве что Вязьме. Искренне веря в то, что чем больше ты пожертвуешь на благие цели, тем больше к тебе вернётся, купцы жертвовали немалые средства на строительство храмов. На их деньги в Смоленске были построены Спасо-Преображенский собор, Георгиевская и Крестовоздвиженская церкви.
Дорогами Великой Отечественной
Эта авторская костюмированная экскурсия известного далеко за пределами Смоленска гида Михаила Гойдина произвела неизгладимое впечатление не только своей информативностью, но и представившейся возможностью услышать историю из уст человека, одетого в военную форму той поры. Стойкое ощущение того, что тебя ведёт по улицам города настоящий его защитник, не покидало присутствующих на протяжении всего экскурсионного похода. Свой рассказ Михаил начал от памятника Василию Тёркину, который был установлен на народные деньги в небольшом сквере рядом с площадью Победы. Его открытие состоялось 2 мая 1995 года.
Первая бомбардировка Смоленска фашистскими самолётами произошла уже 25 июня, буквально на третий день после начала войны, когда на город были сброшены две авиационные бомбы. Она повторилась 26 июня – на город упали четыре бомбы. А в ночь с 28 на 29 июня Смоленск был подвергнут вражеской бомбардировке зажигательными бомбами в течение четырёх часов. Начался большой пожар, и все деревянные строения сгорели. В целом же за период немецкой оккупации Смоленск был разрушен практически на 93%.
Защитники города – роты курсантов милиции и рабочие предприятий – в течение двух дней сдерживали натиск фашистов в южной и центральной части Смоленска. Но 15 июля 1941 года, под натиском войск Гудериана, были вынуждены отступить. В северной же части, в районе аэродрома «Северный» и авиационного завода, бои длились две недели. Это позволило нашим войскам укрепить дальние и ближние рубежи на пути к Москве.
На здании гостиницы «Смоленск» (ныне арбитражный суд) 25 сентября 1943 года воинами 331 стрелковой дивизии был водружён красный флаг, возвестивший об освобождении города.
Оккупация Смоленска длилась 788 дней. Очень сложной оказалась судьба смоленского подполья. За этот период его состав сменился три раза. Дело в том, что в Красном бору под Смоленском действовала одна из разведывательных школ абвера «Бранденбург-800», где готовили немецких разведчиков и диверсантов для ведения подрывной деятельности. Пытаясь разгадать эту тайну, две наших группы полностью погибли. И только третьей удалось внедрить своего человека в одно из немецких подразделений, который добыл сведения о пятидесяти заброшенных в советский тыл диверсантах, что позволило оперативно обезвредить их.
Этот факт лёг в основу сюжета кинофильма «Сатурн» почти не виден».
Михаил Гойдин также подробно рассказал о самоотверженности защитников Смоленска и о местах, которые до сих пор напоминают нам о той кровопролитной войне.
У Вечного огня находится могила нашего знаменитого земляка, Героя Советского Союза Михаила Егорова, первым водрузившего Знамя Победы над фашистским рейхстагом. Примечательно и то, что в 1964 году ему же было предоставлено почётное право зажечь этот символ солдатской славы.
Интересна история и похороненной в сквере Героев Марии Октябрьской – единственной женщины-танкиста, удостоенной звания Героя Советского Союза. Её муж сгинул в самом начале войны в «киевском котле». Мария очень переживала потерю любимого. Она собрала средства и вложила свои сбережения в покупку танка. Изначально ей отказали в принятии в танковую школу, но она обратилась лично к Сталину и была принята механиком-водителем.
В 1944 году её танк был подбит под Витебском, а Мария получила ранение в голову. Несмотря на тяжёлую травму, женщина увела машину из-под обстрела и тем самым спасла весь экипаж от неминуемой гибели. Умерла Мария Октябрьская в Смоленском военном госпитале.
На территории музея Великой Отечественной войны мы приняли участие в интерактивной программе военно-исторического клуба и театра реконструкции «Порубежье». В ходе мини-реконструкции событий боя, мастерски исполненной Александром Целуевым, Алексеем Махлаевым и Алексеем Полосиным, собравшиеся погрузились в военную атмосферу и узнали много интересной информации об оружии того времени.
Экскурсия в музей «Башня Громовая»
Весьма колоритный гид Дмитрий Балыбин в образе удалого стрельца полка Степана Лютовея подробно рассказал историю создания и воинской славы одной из главных достопримечательностей Смоленска.
Смоленская крепостная стена была построена Фёдором Конем за шесть лет (с 1596 по 1602 год). Изначально она имела 38 башен, из которых девять были оснащены воротами. В большинстве своём эти сооружения были трёхярусными и имели высоту от 22 до 33 метров.
Общая протяжённость стены составляла 6,5 км. Её высота была 18 м, толщина стен – 6 м.
По оценкам некоторых историков, население Смоленска к 1609 году составляло около 70 тыс. жителей, а военный гарнизон насчитывал 5,4 тыс. человек.
С 2017 года здесь развёрнута обновлённая экспозиция, посвящённая строительству Смоленской крепости, обороне Смоленска, Смоленской войне и окончательному вхождению города в состав Русского государства. На втором и третьем ярусах башни представлены разнообразные предметы быта и образцы оружия, архивные документы, чертежи и планы крепостной стены.
Здесь же размещён детальный макет Смоленской стены, площадью около пяти квадратных метров.
При желании можно воспользоваться мобильным аудиогидом, либо купить краеведческие издания в сувенирном магазине, расположившемся сразу на первом ярусе.
Участники пресс-тура прошлись по узким крутым лестницам, как когда-то это делали защитники города, а также побывали на четвёртом ярусе, под самым куполом башни, и став на центральный пятачок загадали свои самые заветные желания. С замиранием сердца мы прогулялись по пряслу. Это единственное место крепостной стены, где официально разрешены туристические прогулки.
Неповторимая атмосфера этой древней крепости и интересный рассказ экскурсовода способствовали тому, что стойкое ощущение присутствия духа той мужественной эпохи не покидало ни на минуту. Благодаря костюмированному представлению, мне кажется, что в башне Громовой особенно интересно будет побывать детям.
Гроза
двенадцатого года
Особую атмосферу этой авторской экскурсии Михаила Гойдина создаёт образ гида, одетого в форму французского солдата Отечественной войны 1812 года. Он рассказал о Смоленском сражении, которое началось 4 августа и длилось два дня. В первый день оборону города возглавил генерал Раевский и отстоял его. Генерал Дохтуров сохранил Смоленск и на вторые сутки. Но 6 августа французы предприняли наступление сразу с трёх сторон, одновременно по городу ударили 360 пушек. Ядра и бомбы были начинены взрывчатым веществом и подожгли Смоленск. Удерживать его далее уже не было смысла, т.к. к этому моменту две русские армии под командованием Барклая де Толли и Багратиона уже успели объединиться на пути к Москве.
После окончания войны 1812 года Смоленск начали восстанавливать только через двадцать лет, по приказу Николая II. В память о погибших защитниках города, в районе Молоховских ворот была возведена церковь Благовещения, которая в годы советской власти была разобрана, как мешающая проезду.
Особый интерес, безусловно, представляет памятник «Благодарная Россия героям 1812 года», выполненный в виде скалы. Его заложили в 1912 г., а открыли в 1913 году в присутствии самого Николая II. На её вершине находится гнездо – символ Смоленска, а орлы олицетворяют собой русские армии. Карабкающийся по скале древнеримский легионер – образ «великой» французской армии, которую наголову разбили русские войска. Его профиль очень напоминает самого Наполеона.
К сведению читателей, рассказы о маленьком росте императора Франции не более, чем миф. По тем временам он был довольно высоким человеком ростом 1,69 м. Но по сравнению со своими гренадерами, куда набирали мужчин не ниже 1,75 м, он казался невысоким.
Здесь же, на аллее героев 1812 года, находится бюст прославленного полководца Михаила Кутузова, которому был пожалован титул князя Смоленского.
День был очень насыщенным, но несмотря на некоторую усталость все участники пресс-тура были очень довольны. Ведь нам удалось поближе познакомиться с многими достопримечательностями Смоленска и узнать новые подробности из истории этого древнего города.
Уверена, что замечательные авторские экскурсии Михаила Гойдина заинтересуют многих. Это прекрасный семейный отдых вместе с детьми и отличная прогулка в компании друзей.
Собираясь в областной центр, обязательно запланируйте поход в башню Громовую – масса прекрасных впечатлений вам гарантирована.
Ирина Тарасова.
/Фото автора.
Оставить сообщение: