«Некрасовская женщина» – это образ героической славянки во все времена. «Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц», сильные, выносливые, волевые, воплощающие в себе черты русского характера. Уже на протяжении почти двух десятков лет, работая в редакции, убеждаюсь, что женщины в русских селеньях – это героини любого века и на все времена.
Как ярко о послевоенной деревенской жизни написал смоленский поэт Алексей Мишин в своей поэме «Судьба».
… Вы сеяли, безропотно косили.
Вы на руках Россию выносили!
О! Женщины
российских деревень,
Благословляю ваш останний
день!
Это любимые стихи ветерана труда, малолетней узницы Антонины Гавриловны Кузиной из д.Лапино. Антонина Гавриловна родом из Рославльского района. Её хобби – поэзия. И в свои 85 лет она цитирует стихи наизусть с такой лёгкостью и выражением, что захватывает дух. Да и как иначе, в детстве она училась в одной школе с Алексеем Мишиным, и уже тогда начинающий юный поэт увлёк её стихами. И через всю свою жизнь она пронесла в душе любовь к поэзии. На протяжении нашей беседы не раз читала стихи разных поэтов. Особенно мне запомнилось стихотворение «Зеркала» Нины Яночкиной, у которой в юности случилась большая проблема со зрением. Вот и Антонина Гавриловна испытала в жизни почти то же самое, но не потеряла оптимизма, и никакие трудности не сломили её сильного духа.
Когда началась война Антонине исполнилось всего три годика, как говорят – дитя войны. Семья была многодетная, отец ушёл на фронт и не вернулся. Матери было очень трудно, в страшные дни войны родился пятый ребёнок.
«С младенцем на руках, маленькими детьми пережить горе и страх войны было невыносимо, голод, холод, болезни. Братик долго не прожил», – вспоминает Антонина Гавриловна. Рассказывает и такой эпизод. Когда немцы палками убивали кур себе на обед, сработал страх, она подумала, что гонятся за ней и побежала в лес, и маме с трудом удалось вернуть её домой.
Забрали их с мамой фашисты в концлагерь в Рославль, и некоторое время они находились там. Конечно, она была очень маленькая и мало что помнит, но знает, что некоторым членам семьи (дедушке с двумя внуками) удалось избежать плена – на тот момент они были в лесу.
С малых лет Антонина Гавриловна помогала матери по хозяйству. Помнит, как совсем маленькой, уже после войны, перебирала с остальными детьми вручную пшеницу от сорняков на огромном деревянном столе. С четвёртого класса наравне со взрослыми теребила вручную лён. Вспоминает, как дружно жили в то время. Как женщины на работу и с работы всегда шли с песнями. И это поднимало дух и придавало силы и гордости за то, что Великая Победа в борьбе с фашизмом была за русским народом.
Несмотря на сложное время юности моей героини, ей всегда хотелось учиться, и мама предоставила ей такую возможность. Первые годы учёбы, а закончила Антонина Гавриловна десять классов, ходить в школу приходилось в лаптях за несколько километров. Но желание получить образование помогло перебороть даже боль замёрзших от холода ног. По сути, вот в этих липовых лапотках девушка шла к своей заветной мечте. После окончания десяти классов поступила в Шанталовский сельскохозяйственный техникум на агронома. Успешно закончив его, по распределению была направлена в Дорогобужский район (Мархоткино), где отработала три года. Вспоминает, как тяжелы были первые взрослые трудовые дни. Приходилось верхом на лошади проезжать по несколько километров в день.
«Поначалу это испытание казалось мне не по силам, дороги были все в глубоких колдобинах, удержаться в седле я не могла, всё тело болело; многочисленные синяки от седла и неумение ездить верхом заставляли впадать в панику. Но прошло немного времени, и я уже держалась в седле, как опытная наездница», – рассказывает моя собеседница.
А потом был совхоз «Бибиревский». Здесь А.Г.Кузина и проработала не один десяток лет агрономом-семеноводом.
Вспоминает, какие хорошие урожаи получали и овса, и пшеницы, и ржи.
«Рожь была почти в человеческий рост, непрерывно вносили удобрения. Большие площади занимали лён и картофель», – делится Антонина Гавриловна.
Да, жизнь на селе кипела. И как-то мало кто стремился в город, создавались семьи, работала вся инфраструктура, а главное, были школы и детские сады – это тоже мнение А.Г.Кузиной.
И я с этим очень даже соглашусь. Когда есть возможность закончить школу детям дома (в селе) – это прежде всего его сохранение. Здесь же и медпункт, и магазин, и клуб, а значит, и молодёжи не нужно уезжать в город.
Более полувека Гавриловна, так называют её односельчане, живёт в д.Лапино. Здесь работала, обрела семью. Муж Николай Тимофеевич трудился в лесничестве, потом родилась дочь Галина. С мужем они прожили сорок лет, сейчас его уже нет на этом свете, но есть любимые доченька, внучка Марина и два правнука Кирилл и Рома. Они не оставляют маму и бабушку без своей любви и заботы. Живёт Галя в Гагарине и через две недели, а летом чаще, приезжает в Лапино. Помогает матери по хозяйству и в огороде. Любительница Антонина Гавриловна и цветов, и всего растущего. И хотя уже глубокая осень, видно, с каким трудолюбием и опытом агронома красуются у неё грядки с озимым чесночком и луком. Ухожена и клубника, розы утеплены на зимовку, их очень любит дочь Антонины Гавриловны. Галя посадила их матери на радость. А ещё у Антонины Гавриловны есть хозяйство – это курочки и три кота. С какой особой любовью хозяйка заботится о своих питомцах. Основой своего долголетия А.Г.Кузина считает труд, он во главе всего.
«Без земли я жить не могу», – говорит она.
В свои 85 Антонина Гавриловна много цитирует наизусть стихов. Всю свою жизнь она была участницей художественной самодеятельности, за что имеет много благодарностей и местного ДК, и районного значения (ВОИ).
И, конечно, прежде всего эта добрая, трудолюбивая женщина идёт по жизни с верой в Бога. Утро у нее начинается с молитвы «Отче наш» и благодарности своему хранителю Святителю Николаю Чудотворцу за своё здоровье и своих родных.
А также, в эти непростые времена, Антонина Гавриловна молится о жизни тех героев, кто сейчас находится в боевых действиях, проявляет мужество и смелость в ходе спецоперации на Украине.
А закончить свою статью я хочу также словами моей героини, которые она произнесла, когда я попросила разрешения её сфотографировать. Накинув на плечи большой платок с кисточками, она пояснила, что это её талисман, он бережёт и греет душу. Это подарок её родственницы. И вдруг запела песню Валентины Толкуновой «Стою на полустаночке», также нежно и трепетно:
«Что было – не забудется,
Что будет – то и сбудется,
Да и весна уж минула давно,
Так как же это вышло-то,
Что все шелками вышито
Судьбы моей простое полотно».
Ещё от имени редакции газеты «Знамя» я хочу поблагодарить социального работника А.Г.Кузиной Татьяну Дмитриевну Карасеву за помощь в организации встречи.
Ирина Синельник.
Оставить сообщение: