Судьба Ельнинского городища в наших руках

01:08 10.11.2023
Судьба Ельнинского городища в наших руках

По инициативе руководителя районного Общественного Совета Василия Леонидовича Дуганова, после всем памятной встречи с ельнинцами в РДК в конце мая 2023 г. с врио Губернатора Смоленской области Василием Николаевичем Анохиным (ныне Губернатором, Председателем Правительства), при поддержке Ельнинской районной администрации этим летом начались подготовительные работы к реставрации самой главной исторической достопримечательности нашего города Воинской Славы – Ельнинского городища, откуда и началась история нашего старинного города.
Рядом с этим археологическим памятником установлен информационный щит. Начались экскурсии.
Очень хочется надеяться, что после выделения денежных средств из областного бюджета начнётся реставрация конструкций и сооружений, построек и укреплений: вала, частокола, смотровой башни, воротного проёма и т.д.

городище

У города Ельни, ныне орденоносного, своя нелегкая, но славная судьба. Много веков стоит он здесь. Небольшой, старинный, провинциальный российский городок – ровесник Москвы. Он имеет богатую и интересную историю. А в 9 – 12 веках это было одно из древнейших поселений на Смоленской земле. Многочисленные археологические находки этого периода свидетельствуют о разложении в это время первобытнообщинного строя и формировании раннего феодализма. В культурном наследии прошлого, сохраненного веками, археологические памятники занимают важнейшее место.
Впервые Ельня упоминается в Уставной грамоте Смоленского князя Ростислава – внука Владимира Мономаха. В то время она представляла собой укрепленный «городок» на реке Десне, предназначенный для защиты юго-восточной границы Смоленского княжества.
Ельнинское городище – археологический памятник древнерусского военного зодчества. Его соорудили наши предки под руководством родовой знати одного из восточно-славянских племен во второй половине 9 века нашей эры. К этому времени завершилась волна славянского переселения, и одно из племен кривичей достигло территории ельнинской земли. Здесь было леса в достатке, зверя и птицы в изобилии, плодородной была целинная земля. Освоение получения железа из болотных руд привело к повышению производительности труда, к увеличению роли земледелия, скотоводства и ремесла в жизни людей. Стали появляться излишки, накапливаться богатства. Но существовала для населения постоянная угроза грабительских набегов. И чтобы обезопасить себя от нападений враждебных племен, завистливых соседей, чужеземных врагов и даже диких зверей и было сооружено это оборонительное укрепление – городище или «городок», как ельнинцы ласково его называют сейчас. Место для него выбрали не случайно. Это был высокий мыс при впадении в реку Десну реки Мойки (Городнянки). Его дополнительно укрепили, подсыпали земли, увеличили крутизну склонов, возвели земляной вал. Со стороны слабозащищенной выкопали ров, а за ним еще земляной вал.
Расположено городище в заречной юго-западной части современного города Ельни, на левом берегу реки Десны. Его площадь примерно 16500 квадратных метров. Высота вала от 8 до 12 метров. Окружность вала – 400 метров. Диаметр городища – 126 метров. Найденные здесь обломки керамических изделий археологи относят к 9 – 10 векам нашей эры.
С большой долей вероятности можно предположить, что Ельня играла значительную роль во время становления Древнерусского государства – Киевской Руси в 9 веке. Ельнинское городище стало одним из важнейших пунктов в системе общегосударственного сбора дани – полюдья первыми русскими князьями. Собирая дань, киевские князья совершали круговой объезд восточнославянских земель. Общая протяженность пути была около 1500 километров. Сбор дани начинался в конце ноября – начале декабря с установлением ледового покрова на реках, а к марту – апрелю сборщики добирались до верховьев Днепра и Десны. Здесь великокняжеская экспедиция должна была переждать ледоход, отдохнуть. Сюда же везли дань с окрестных территорий, и отсюда начинался обратный путь в Киев. Идеальным местом для перехода из Днепра в Десну и была Ельня. Из Днепра караван судов входил в его приток реку Ужу, а затем – в Ужицу. В районе деревни Софеевки из Ужицы по волоку (около 800 метров) суда доставляли к реке Серебрянке – притоку Десны, а затем к Ельнинскому городищу. Здесь суда (ладьи) ремонтировали, дооснащали, грузили собранную дань и, по еще не спавшей после таяния снегов большой воде, караван уходил на юг.
Таким образом место Ельнинского городища в системе сбора дани было исключительно велико – оно было перевалочным пунктом на пути из Днепра в Десну, базой для хранения грузов и товаров. Такую же роль играла Ельня на древнем, водном, историческом пути «из варяг в греки», когда купцы в обход ненадежного Смоленска, где их часто грабили, переправлялись из Днепра в Десну и плыли до Константинополя.
С середины 12 века, когда Русь была раздроблена, Ельнинский укрепленный городок предназначался для защиты определенного участка юго-восточной границы Смоленского княжества, главным образом, от чернигово-северских князей. И если большого дохода в княжескую казну Ельня не давала, то ее географическое положение на двух волоках (из Днепра в Десну и из Десны в Угру – Оку – Волгу) имело большое военное значение.
Ельнинское городище – классический образец древнерусской крепости – детинца – кремля. Его укрепления не охватывали весь город, а лишь его центральную часть, и в случае нападения противника служили укрытием для населения, живущего за пределами городища. Несколько сотен человек могло там укрыться.
Вполне вероятно, что сооружение городища не было единовременным актом, а продолжалось и в 12 – 13 веках: подсыпался грунт, увеличивалась высота вала, обновлялись деревянные стены на валу и башни по углам. Основу оборонительного сооружения составляли валы. Общая их протяженность – 330 метров, крутизна склонов – от 40 до 50 градусов. Особенно мощным является вал, прикрывавший город с напольной стороны. Даже сейчас его высота составляет 10 метров, а крутизна – 45 градусов. Повышенное внимание создателей укрепления к этой стороне объясняется просто. С юго-западной и северо-восточной сторон имеются естественные препятствия – реки – Десна и Мойка (Городнянка). Поэтому с юго-восточной стороны и был вырыт ров, соединен с реками и заполнен водой.
К сожалению, наземных деревянных конструкций городища не сохранилось. Однако само название «городок» говорит о том, что «городили» наши предки, т. е. обносили изгородью, оградой, стеной свое укрепление. Значит существовали стена, башни по углам, ворота. Простейшим видом крепостной стены являлся частокол. Поэтому, по аналогии с другими подобными городищами, можно предположить, что стена представляла из себя вертикально вкопанные в толщу вала бревна, скрепленные между собой прожилинами. Верхушки бревен могли быть заострены, для того, чтобы затруднить преодоление стены противником. Не менее 1,5 метра бревна надо было вкопать в глубину вала, чтобы оно прочно держалось. На поверхности могло оставаться до 4 метров бревна. Но и эта высота была достаточной для надежной обороны укрепления, так как к ней надо было добавить высоту крутого, труднодоступного вала. Противнику понадобились бы лестницы для штурма 9 – 10 метровой длины. За частоколом устанавливалась боевая площадка из поперечных бревен, за которой был деревянный настил – плах.
Очень важным элементом городского укрепления являлись ворота. Как правило, это наиболее уязвимое место в системе укреплений. Поэтому обороне ворот и прилегающих к ним участков фортификационного сооружения всегда уделялось особое внимание. На Ельнинском городище хорошо сохранился воротный проезд в юго-западном валу. Дорога, ведущая к воротам, устроена со стороны реки Десны и проходит вдоль оборонительного вала и его стены, а ближе к воротам делается резкий поворот вправо. Такое устройство дороги – подъезда делало доступ к воротам труднодоступным и позволяло защитникам города оказывать активное длительное боевое воздействие на противника, пытавшегося подойти к воротам по дороге. Причем под ударами пущенных со стен стрел и копий оказывалась не защищенной щитами правая сторона тела воинов противника (щит, как известно, одевался на левую руку). Кроме того, при таком устройстве подъезда становилось невозможным применение такой распространенной осадной техники как таран, предназначенной для разрушения воротных полотнищ.
Над воротами сооружалась воротная башня, верх которой мог быть в виде боевой площадки с амбразурами для обстрела подступов к воротам. Размещенные же по периметру крепостных стен башни стали появляться лишь к концу 12 века, и предназначались они больше не для усиления оборонительных функций укрепления, а как наблюдательные пункты. Как были устроены ворота и где находились башни в древней крепости Ельни? Ответ на этот вопрос могут дать лишь тщательные археологические обследования городища.
Предполагаемые внутренние постройки в период, когда укрепление служило базой при сборе дани в 9 – 10 веках, могли представлять из себя складские помещения – амбары, кладовые помещения для хранения оснастки, идущей на ремонт судов, жилые постройки для постоя и отдыха княжеской дружины и самого князя, кузницу. В период же обособления Смоленского княжества (12 – 13 века) внутренние постройки должны были нести несколько иные функции – город и крепость превратились в оборонный форпост на юго-восточной границе княжества. Теперь они должны были быть рассчитаны не только на размещение дружины и князя один раз в год, а могли бы вместить все население при угрозе нападения. Здесь должны были находиться жилые помещения для Смоленского князя и его дружинников, помещение для приготовления пищи, для хранения запасов вооружения. Вдоль стен крепости могли находиться конюшни, хранилища фуража для лошадей, жилые постройки для размещения городского населения при осаде, особенно в зимнее время. Здесь же необходимо было иметь и запасы продовольствия – кладовые, зерновые ямы, колодец для питьевой воды. Могла быть и небольшая церковь.
Историческая судьба Ельнинского городища неотделима от истории страны. Во время монголо-татарского нашествия на Русь Ельня подверглась разорению в 1239 году. Очевидно, жители города, узнав о приближении столь грозного врага, укрылись в лесах и болотах, так как город вскоре был отстроен после разрушения его монголами. Однако после событий 13 века жизнь в черте крепости текла очень вяло. Утверждать это позволяют данные археологической разведки 1971 года под руководством Алексеева Л. В., в результате которой был обнаружен культурный слой домонгольского времени. Городище с этого времени становится малообитаемым.
Литовское, а позже польское господство сыграли в истории Ельни роковую роль – небольшой городок так и не превратился в город в полном смысле этого слова. В документах 16 – 17 веков Ельня упоминается как село – центр небольшой административно-территориальной единицы – волости, передаваемое во владение литовско-польским феодалам. В последующей борьбе между Москвой и польско-литовским государством Ельня часто занимала промежуточное, пограничное положение, переходя из рук в руки. Городище в это время утратило свое оборонительное значение.
В ноябре 1812 года русская армия преследовала отступающих французов, и штаб главнокомандующего М.И.Кутузова разместился в одной из капличек Спасо-Преображенского собора, где нынче находится Свято-Ильинская церковь, а артиллерию он приказал втащить на городище, чтобы предупредить возможные вылазки французов.
Итак, Ельнинское городище, как исторический памятник, детального изучения не получило. Местное же население, оценив этот красивый уголок природы и творение рук человеческих, сделало «городок» одним из излюбленных мест отдыха. Городские власти, обратив на это внимание, пытались в разные годы «благоустроить» городище. Так, в 30-е годы 20 века (по воспоминаниям старожилов) здесь был устроен парк отдыха с качелями и каруселями.
В годы Великой Отечественной войны на юго-восточном валу городища немцами было создано фортификационное сооружение – дзот. Очевидно, захватчики опасались (и не без оснований) нападения партизан, и огневая точка, поднятая на высоту 10 метров над окружающей местностью, должна была эффективно прикрывать подступы к Ельне. Известно, что во время штурма Ельни партизанами в марте 1942 г. Городок ими был взят. В период 1941 – 1943 годов в основании юго-восточного вала было вырыто 9 ям – капониров для укрытия техники (кем были вырыты, установить точно не удалось), которые обезобразили самый впечатляющий вал древней крепости.
В послевоенное время (60-е – 70-е годы 20 века) городские власти продолжили «окультуривание» городка. На внутренней площадке были высажены сосны. Подобное деяние явилось нарушением Закона «Об охране памятников истории и культуры» и сделало крайне затруднительным проведение археологических раскопок.
Что же можно сделать? Во-первых, проведение полномасштабных археологических раскопок с целью точного определения типа и вида укреплений, их особенностей, внутренних построек, занятий жителей и т. п. Во-вторых, вернув на место вырытый при раскопках грунт и придав памятнику первоначальный вид и форму, можно было бы на основании данных раскопок провести реконструкцию – восстановить из дерева хотя бы часть укреплений и построек. Реконструированное городище могло бы стать местом проведения экскурсий, фольклорных праздников, театрализованных представлений по истории родного края, народных гуляний. И в таком качестве способствовало бы как патриотическому, так и нравственному воспитанию населения, особенно молодежи, и нашему народному единству.


Валентина Галузина,
заслуженный учитель РФ, учитель истории средней школы №2 им. К.И.Ракутина.

70940

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы