Смоленское сражение. Битва под Ельней

04:38 09.06.2023
Смоленское сражение. Битва под Ельней

Ельнинская наступательная операция в советской историографии считается кульминацией двухмесячного Смоленского сражения. Советские войска предпринимали последнее наступление против немецкой группы армий “Центр”, прежде чем фронт застынет почти на месяц, а основные бои перенесутся под Киев и Ленинград. Ведь именно под Ельней советские войска добились первого значительного успеха. Здесь 24-я армия Резервного фронта с 30 августа по 8 сентября провела наступательную операцию по уничтожению группировки противника, оборонявшей выступ. схема

Ельнинский
выступ
Захватив 19 июля 1941 года город Ельню, немецкие части глубоко вклинились в оборону советских войск. Образовался плацдарм, имевший для германских войск важное значение. Отсюда шли пути на север, северо-восток и юго-восток. Выгодные высоты и лесные массивы позволяли им накапливать и сосредоточивать крупные силы перед броском на Москву. Однако ни расширить плацдарм, ни тем более развить наступление на вяземском направлении немецкие войска не смогли. Под ударами соединений 24-й армии Резервного фронта они были вынуждены перейти к обороне.бой
К началу сентября оперативное значение Ельнинского выступа для немцев было второстепенно, основные действия разворачивались на юге – под Брянском и Киевом. Удерживать выступ было бы выгодно для будущего наступления на Москву, но вот резервов для его защиты у фон Бока решительно не было. Получался «чемодан без ручки» – и бросить жалко, и защищать тяжело.
Фон Бок описывал ситуацию так: “Трудно дать окончательный ответ на вопрос, что лучше: удерживать выступ, или оставить его. Если русские будут продолжать атаковать выступ, тогда удерживать его невыгодно. Если же они прекратят атаки, что вполне может быть, тогда выступ стоит сохранить, поскольку он не только станет опорным пунктом для наших дальнейших атак в восточном направлении, но и даст возможность обеспечить определенное прикрытие для смоленского железнодорожного узла и шоссейной дороги Смоленск – Москва.”
В то же время для советского командования было важно спрямить фронт, и тем самым облегчить тактическую обстановку, лишив немцев плацдарма.
Чтобы избежать напрасных потерь, командующий Резервным фронтом генерал армии Г. К. Жуков 21 августа приказал прекратить наступление и приступить к подготовке нового, более организованного удара. Ставка ВГК, одобрив его предложения, 25 августа отдала директиву, в которой предписывалось 24-й армии 30 августа перейти в наступление, разгромить ельнинскую группировку противника и к 8 сентября выйти на рубеж Долгие Нивы – Хиславичи.
В основу замысла операции была положена уже хорошо знакомая по собственному опыту форма маневра — двусторонний охват с целью окружения и разгрома врага в районе Ельни по частям. Поскольку линия вражеской обороны имела вид большой дуги, мыслилось подрубить ее под оба основания одновременными ударами, сходящимися западнее Ельни. А чтобы лишить противника возможности перебрасывать силы и средства с одних участков обороны на другие, предусматривалось активизировать действия на всем протяжении ельнинской дуги.
Для решения этой задачи были созданы три ударные группировки (южная, центральная и северная). Уязвимым местом в предстоящей операции было отсутствие авиационного обеспечения, не говоря уже об ограниченном количестве танков, что в случае успеха не позволило бы развить наступление.
Подготовка
к операции
При подготовке операции особое внимание уделялось разведке. Выявить систему вражеской обороны, ее характер позволили предшествующие бои. Было установлено, что немецкие дивизии оборонялись в широких полосах, имея одноэшелонное построение боевых порядков и незначительные резервы в глубине. Корпусные резервы располагались на удалении 15–25 км от выступа. Все командные высоты и населенные пункты оборудовались для ведения круговой обороны. Инженерные укрепления, врытые в землю танки, бронемашины и орудия в ряде мест прикрывались минными и проволочными заграждениями. Наиболее прочные оборонительные позиции были созданы на переднем крае на глубину 1,5–2 км. Особенно сильную оборону враг подготовил на северном фасе выступа. Тут все опорные пункты имели стройную систему флангового огня, простреливавшего вокруг них каждый метр земли. Потеря одного опорного пункта восполнялась за счет привлечения огневых средств с соседних участков. Следовательно, для быстрого прорыва такой обороны надлежало нанести сильные первоначальные удары. С этой целью и создавались ударные группы, нарезались относительно узкие участки прорыва.
Откладывать начало операции было нельзя: германские войска на этом направлении могли еще больше укрепить оборону. В интересах дела требовалось также как можно быстрее использовать результаты августовских наступательных боев. Кроме того, удары войск Резервного фронта содействовали бы контрударам Брянского, наносимым по 2-й танковой группе врага, наступавшей в южном направлении.

артиллеристы
В связи с тем, что на подготовку операции отводилось всего около четырех суток, не удалось полностью решить вопросы обеспечения боевых действий. Обстановка не позволила полностью восстановить боеспособность частей и соединений. Вновь прибывшее маршевое пополнение было слабо обучено и необстреляно. В связи с этим стрелковые дивизии, имевшие к тому же некомплект до 20–30 %, не обладали достаточной огневой и ударной силой. 103-я и 106-я моторизованные дивизии по существу мало чем отличались от стрелковых, а 102-я танковая насчитывала всего 20(!) исправных танков. Из-за общего недостатка сил командование армии не смогло создать второй эшелон (резервы) и подвижную группу, предназначенные для развития успеха на главном направлении или решения других задач в ходе наступления.
Решающая роль в операции отводилась северной группе, получившей наибольшее количество сил и средств усиления. В северную и южную группы были включены все исправные танки и около 70 % артиллерии армии. Северная группа имела около 400 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии, то есть свыше 50 % всей артиллерии армии. Такая концентрация позволила создать в этой группе плотность артиллерии калибра 76 мм и выше, более 60 орудий и минометов на километр участка прорыва, что в 2–3 раза превышало плотность артиллерии в наступлении Западного фронта под Смоленском в августе 1941 года.
Не приходилось рассчитывать и на внезапность. Хотя глубина задач ударных групп была сравнительно небольшой, для противника направления их ударов не являлись неожиданными.
Ельня наша!
30 августа, в 7 часов утра, артиллерия армии, несмотря на сильный туман, обрушила огонь по заранее разведанным в обороне противника целям. После 10-минутного огневого налета по живой силе и огневым точкам на переднем крае она в течение 40 минут вела методический огонь, подавляла вражескую артиллерию и разрушала его оборонительные сооружения огнем орудий, установленных на прямую наводку. В это время под прикрытием артиллерийского огня пехота и танки выходили на рубеж атаки. Затем, после заключительного мощного 10–минутного огневого налета соединения армии по всему фронту Ельнинского выступа перешли в наступление. С переходом в атаку пехоты и танков артиллерия поддерживала их последовательным подавлением живой силы и оживших огневых средств врага сосредоточенным огнем, а также огнем отдельных батарей и орудий с открытых огневых позиций. Одновременно артиллерийская группа дальнего действия подавляла батареи противника и его выявленные резервы.
Используя результаты артиллерийской подготовки и огонь поддерживающей артиллерии, южная и центральная ударные группы в первый же день наступления добились больших успехов. В ходе активных действий соединения северной группы нанесли немецким частям значительный урон.
Ведя упорные бои на основных направлениях, утром 31 августа советские войска сломили сопротивление немцев.военная хроника

Наибольших результатов во второй день наступления достигла 107-я стрелковая дивизия, которая прорвала подготовленную оборону противника. Южной ударной группе армии явно не хватало сил для продвижения в глубину. За два дня наступления обе группы углубились на отдельных участках до 2 км.
Стремясь не допустить развития наступления и удержать горловину Ельнинского выступа, противник в последующие два дня нанес ряд сильных контратак и активизировал деятельность авиации. Ему удалось несколько потеснить подразделения и части ударных групп. Однако наиболее глубоко вклинившийся в оборону 586-й стрелковый полк полковника И. М. Некрасова, несмотря на то, что был контратакован с нескольких направлений, занимаемый рубеж удержал.
Еще 31 августа командующий 24-й армией для развития наметившегося успеха решил создать в северной группе сводный отряд в составе танковой группы, десантной роты, мотобатальона и артиллерийской группы (10 орудий), которому надлежало стремительным ударом перерезать шоссейную дорогу Ельня – Балтутино, организовать круговую оборону и не допустить подхода резервов противника к Ельне. 3 сентября в районе деревни Садки группа подверглась ударам авиации и сильному артиллерийскому обстрелу и понесла большие потери в личном составе и технике. На поле боя было подбито 7 танков, а из 13 оставшихся исправным оказался лишь один. Противник, подтянув резервы и нанося контратаки, вынудил отряд обороняться.
Наступление
было сорвано
Соединения южной ударной группы, отразив многочисленные контратаки, 3 сентября также возобновили наступление. Несмотря на трудности лесисто-болотистой местности, они овладели населенными пунктами Леоновом и Щеплевом, сузив тем самым горловину Ельнинского выступа до 8 км. Дальше развить наступление не удалось.
Находясь под угрозой окружения, 3 сентября противник начал отвод части сил из района. Сознавая это и стремясь не упустит шанс, советское командование ввело в бой 395-й стрелковый полк, усиленный стрелковым батальоном, четырьмя артиллерийскими дивизионами и танковым батальоном (8 танков). 5 сентября полк сломил вражеское сопротивление, овладел деревнями Богодилово и Гурьево и вышел к железной дороге в районе разъезда Нежода, а танковый батальон с пехотой перерезал дорогу Ельня – Балтутино.
Стремясь избежать окружения и оказывая ожесточенное сопротивление на флангах, противник начал полномасштабный отход. Соединения армии немедленно перешли к его преследованию, и уже к исходу дня 19-я стрелковая дивизия ворвалась в Ельню. 6 сентября город был освобожден советскими войсками полностью. Преследуя немецкие отходящие части, 24-я армия 8 сентября к исходу дня ликвидировала Ельнинский выступ и вышла к вновь подготовленному оборонительному рубежу противника по линии Новые Яковлевичи – Ново-Тишово – Кукуево. Неоднократные попытки прорвать его оказались безуспешными. Пришлось перейти к обороне.
С ликвидацией Ельнинского выступа существенно улучшилось оперативное положение войск как 24-й армии, так и Резервного фронта в целом. Однако полностью осуществить замысел на окружение и уничтожение противника под Ельней не удалось.
В Ельнинской наступательной операции войска Красной Армии впервые с начала войны прорвали сильную оборону противника и разгромили его значительную группировку. Под Ельней, родилась Советская гвардия. 18 сентября 1941 года, по решению Ставки ВГК, приказом Наркома Обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308, четырём стрелковым дивизиям СССР – 100-й, 127-й, 153-й и 161-й – «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почётные наименования «гвардейские», и они были переименованы и преобразованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские соответственно.
Победа под Ельней приобрела почти сакральное значение – впервые с начала войны немцев изгнали с значительной части советской земли. Это известие оказало высокое влияние на бойцов Красной Армии и обычных жителей, показав, что немцы не непобедимы. Солдатам и мирным жителям нужно было видеть не только отдельные подвиги, но и крупные победы над врагом.
В Смоленском сражении Красная Армия образца 1941 года показала свои лучшие боевые качества, сражаясь в абсолютно невыгодном положении, она сумела сорвать планы немецкого наступления на Москву. Уже одно это достойно уважения и памяти. Жестко установленные временные рамки блицкрига срывались, менялся сам план кампании под влиянием событий на Смоленской дуге. Молниеносная война превращалась в войну на истощение, выиграть которую Германия не имела шансов. Рейху нужны были нефть, руда, уголь, пшеница и все это планировалось захватить на советской земле. Экономика все отчетливей начинала оказывать влияние на ход войны.
Советский союз не развалился как карточный домик, а продолжал упорно сопротивляться. Предприятия вывозились на восток, где уже через короткий срок начинали выпускать так необходимую фронту продукцию, а немцев вместо готовой промышленной базы встречали пустые коробки цехов.


Интернет сайт
«Лига историков».

72189

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы