Усадьба Глинок в Новоспасском – типичная дворянская усадьба XIX века и в ней, как в капле воды, отражается весь окружающий мир российской истории, весь мир российской культуры. Жизнь русской усадьбы – живое воплощение национальных культурных традиций.
Рождественские традиции, а также традиции празднования Нового года, не стали исключением. В России они зародились давно и складывались постепенно, на протяжении многих десятилетий. К сожалению, сохранилось очень мало свидетельств того, как Глинки праздновали Рождество Христово и встречали Новый год, но даже эти крупицы воспоминаний говорят нам о том, что в семье чтили обычаи, заведенные предками, и с открытым сердцем принимали все то новое, что впоследствии стало доброй традицией.
Торжества в России затевались с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) – в Рождественский Сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество Христово; 1января (14 января) – Новый год; 6 января (19 января) – Крещение Господне.
Новогодняя ночь с 31 на 1 января вначале не считалась большим праздником, а просто была календарным рубежом между годом уходящим и годом наступающим, поэтому прочной традиции провожать уходящий год и встречать наступающий тогда еще не возникало. Праздником с взаимными подарками было Рождество Христово. Особенно красочное, со старинными преданиями и обычаями, с неколебимой верой в чудо было Рождество в дворянской усадьбе: бездонное небо, усыпанное звёздами, золотой свет, струящийся из окон родовой церкви, сверкающий иней на деревьях парка. Недаром Михаил Иванович Глинка называл родные места раем земным.
Новоспасское прекрасно в любое время года, будь то ранняя весна с россыпью ветреницы дубравной, или зима с заснеженными полянами и сверкающими от инея дубами под рождественской звездой. Перед Всенощной было принято угоститься кутьей – кашей на воде, приправленной сочивом – соком из маковых, конопляных или ореховых зерен, и узваром – компотом из сухофруктов с медом. При этом блюдо ставили на сено, сено прятали под скатерть – в напоминание, что Христос родился в яслях.
Точь-в-точь такой обычай, строго соблюдающийся в семье Глинок, описывает ельнинская старожилка М.С.Николаева: «В оно время я знала лично Евгению Андреевну Глинку, мать знаменитого Михаила Ивановича. Евгения Андреевна праздновала день своего ангела накануне Рождества Христова, когда существовал старинный обычай, а именно, накладывается среди самой просторной комнаты небольшая копна сена, накрывается скатертью, и на ней ставят блюдо кутьи с восковыми свечами. На этот раз, как гостей собралось много, то после Всенощной устроились танцы, и разошлись спать поздно».
На протяжении всех рождественских праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, а семья Глинок славилась своим гостеприимством на всю округу. Поводом для приглашения многочисленных гостей в дом, помимо рождественских гуляний, было также ещё и то, что дни рождения Евгении Андреевны и Ивана Николаевича приходились на 24 декабря и 7 января соответственно.
Вот что по этому поводу вспоминала сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова: «Гостей бывало у нас много: человек 80, иногда более 100, и собирались они надолго. Вот пример: день ангела матери праздновался 24 декабря, а день ангела отца – 7 января, и потому все родственники и знакомые приезжали к 24 декабря и оставались до 7 января. На все это время брался оркестр, хотя у нас был свой, но небольшой, человек 12, и только духовой. Веселью, танцам, песням не было конца. Забавно было расставание всего этого общества после 7-го января. Видно было из окна, что весь двор заставлен возками, повозками, санями; без преувеличения, экипажей до 20-ти, 25-ти. Начинается прощание, все уже в шубах, вдруг кто-нибудь скажет: «А жаль расставаться!» По этому магическому слову шубы снимаются, экипажи отъезжают, и веселье начинается по-прежнему. Так продолжалось несколько дней, но, наконец, спокойствие и тишина водворялись в доме до следующего случая».
Ни у Людмилы Ивановны, ни у М.С.Николаевой нет упоминания ни об украшенной новогодней ёлке, ни о так популярных ныне новогодних детских забавах. Все дело в том, что до середины XIX века ёлки на Рождество в российских домах не украшали и даже не ставили. Со времен Петра I в некоторые, чаще католические, дома приносили еловые ветви. Традиция наряжать вечнозеленое дерево к Рождеству и устраивать детские праздники стала набирать популярность лишь в середине XIX века, во времена Николая I. Жена императора, великая княгиня Александра Федоровна, провела первую рождественскую елку для детей из знатных семей. Традиция быстро прижилась: сначала праздничные утренники стали устраивать в дворянских семьях, а потом и в купеческих.
Непременным условием рождественского праздника было ряженье в маски и маскарадные костюмы, а ещё на Рождество устраивали представления, спектакли, в них принимали участие все домашние. Михаил Иванович зимой 1854 года принимал самое горячее участие в праздничных приготовлениях к ёлке для своей крестницы. 15 декабря он закончил работу над «Детской полькой», которую написал Оленьке специально к ёлке. Дети и взрослые шили себе костюмы, разучивали роли, мастерили декорации. Все приготовления к празднику, сам праздник и воспоминания о нем вызывали яркие чувства и эмоции радости, заботы друг о друге, о своих близких и родных.
В семье Глинок царила особая внутренняя атмосфера уважения и почитания старших, любовь и преданность родителей друг другу, так романтично начавшаяся и не угасшая на протяжении всей жизни, тесная связь между братьями и сестрами. «Наше семейство многочисленно, но очень дружно», – писал Михаил Иванович в одном из своих писем. Особые чувства связывали композитора с сестрой Людмилой. Брат и сестра относились друг к другу с большой нежностью и доверием. Как только была возможность пожить вместе, были несказанно рады этому, жили, душа в душу. Людмила Ивановна очень любила брата и старалась выполнять все его просьбы. Так, зимой 1855 года, после ёлки, устроенной Людмилой Ивановной для малолетней дочери, брат попросил её устроить ёлку для него. «Я думала, что он шутит, но оказалось, что ему на самом деле пришла фантазия, чтобы у него в зале была ёлка. Он сказал мне: «Это будет моя ёлка, и я приглашу на неё, кого захочу». Он пригласил на ёлку к себе семейство Беленицыных, Даргомыжского, его сестру Софью Сергеевну Степанову с мужем, и больше никого. Зажгли елку, и ему вздумалось танцевать мазурку кругом дерева, меня засадили играть мазурку, и начались танцы. Даргомыжский с Любовью Ивановной в первой паре, а брат с сестрой её Софьей Ивановной во второй. Сначала все шло хорошо, выделывали разные фигуры и брат справлялся по своим летам и тучности хорошо, но Даргомыжскому вздумалось подтрунить над братом, и он, находясь в первой паре, затеял фигуру, в которой кавалер должен был становиться на колени. Сам он очень легко сделал её, но когда дошла очередь до брата, он с трудом встал на колени, но подняться решительно не мог; все дамы бросились поднимать его, смех был общий, а Даргомыжский стоял в сторонке и злокачественно улыбался; брат в шутку сказал ему: «Ведь ты надо мною съехидничал», конечно, мазурка тем и кончилась, и ёлка с нею». Зима 1855 года была последней зимой, что они были вместе.
Считалось, что на Рождество нужно быть особенно внимательным и заботливым. Женщины из дворянских семей считали своим долгом устраивать благотворительные ёлки для бедных детей. Одну из таких ёлок зимой 1863 года устроила Людмила Ивановна Шестакова. Приглашенных было шестеро, так как Людмила Ивановна с дочерью жила в небольшой квартирке в Петербурге. Оленька принимала участие в подготовке праздника. Накануне она с няней ходила закупать разные лакомства для ёлки, приготовила по несколько подарков для детей, согласно их возрастам и понятиям. Праздник вышел веселым: дети водили хороводы, играли в горелки, другие игры, потом все пили чай с припасенными сладостями.
Как правило, ёлку наряжали в сочельник, в ход шли детские игрушки, ленты, фонари и разные лакомства: пастила, печенье, конфеты, орехи и яблоки. Дети находили свои подарки не только под елкой, но и на ней – после игр и развлечений игрушки и угощения раздавались гостям. В торжественный момент на ёлках зажигали настоящие свечи, а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.
Именно такой праздник из своего детства описывает внучатая племянница композитора, Александра Всеволодовна Глинка-Павлова: «Наш дом был местом сбора учителей всех близлежащих школ. К нам на зимних каникулах съезжались со всех сторон мужчины и дамы, давали концерты и спектакли. К Рождеству загодя запасалась цветная бумага на пакеты, готовились разные подарки, но чаще разноцветные, кому что попадалось. Их готовили много, так как точно никто не знал, сколько придёт детей. Припасались конфеты, печенье или сушки, обязательно специально хранились яблоки. Покупались книжки, игрушки, карандаши. Все складывалось в углу гостиной, так называемой большой комнаты, там ставили посередине ёлку на белой крестовине, до потолка. Украшали игрушками, бусами, яблоками, и орехами, и конфетами, и всем, чем только было возможно. Детвора складывала в передней свои шубенки, валенки. Все собирались вокруг елки, на ней торжественно зажигались самодельные восковые свечи и бал открывался. Тетя Лида играла на пианино, мама Таня и папка Аркадий брали детей за руки, и хоровод вокруг ёлки начинал свою незабываемую круговерть. После всех и всяких выступлений начиналась раздача подарков. Помнятся светло-зеленые пакеты из толстой бумаги, что мама и тётя шили задолго до ёлки.
Начинались сборы домой, толчея в передней редела, распахнутые двери закрывались. Подметался срочно пол, так как уже шуршали бумажки от конфет и трещала под ногами скорлупа от орехов, а наши тетя Лида, мама Таня и папка Аркадий вздыхали и с облегчением отдувались: «Уф-ф-ф, ну все прекрасно! Главное, без слез, всем всего хватило, и даже кому-то поменяли игрушку».
Современное торжество встречи Нового года и Рождества Христова считается одним из наиболее любимых, всенародных. Еще задолго до приближения 1 января разноцветные гирлянды и украшения превращают привычное окружение в сказку, которая неизменно приносит радость и детям, и взрослым. К тому же традиционные застолья и обязательные выходные, дающие возможность не только погулять, но и отдохнуть, способствуют популярности праздника.
В Музее-усадьбе Глинки поддерживаются традиции, заложенные хозяевами этого благословенного места. В рождественские каникулы здесь особенно многолюдно. Гости из Москвы, Петербурга, Калуги, Брянска и, конечно же, многочисленные смоляне приезжают в Новоспасское, чтобы посетить родовую церковь Глинок во время Рождественских и Крещенских богослужений, набрать воды из освящённого источника, побродить по заснеженным аллеям усадебного парка.
Новогодние утренники, проводимые в музее, с удовольствием посещают не только дети, но и их родители. У новогодней ёлки дети встречаются с Дедом Морозом, Снегурочкой, помогают сказочным героям преодолевать препятствия на пути к празднованию Нового года. Новогодние приключения героев происходят под волшебную музыку Глинки, и, как правило, добро всегда побеждает зло, а радостные детишки с подарками, чудесным образом появившимися под ёлкой, расходятся по домам.
Скоро, совсем скоро наступит Новый год!
В каждой семье, в каждом доме наверняка уже идут приготовления к предстоящему, всеми любимому празднику. Украшаются дома и квартиры, присматриваются подарки близким и друзьям.
Все мы привыкли проводить новогодние праздники весело и бесшабашно, и пусть в этом году нам придётся отступить от некоторых традиций, но 2021 год XXI века мы обязательно будем встречать с надеждой на будущее, с верой в лучшее и с добрыми пожеланиями.
И это – самая приятная традиция!
Татьяна Чибисова,
зававедующая
Музеем-усадьбой М.И.Глинки.
Оставить сообщение: