Режиссёр народного театра «Отцы и дети» районного Дома культуры Валентина Ковалёва с детства мечтала о такой профессии. Выписывала журнал «Советский экран», запоем читала книги о театре. И даже во сне видела, как она репетирует с артистами на сцене. После окончания школы перед ней не вставала проблема о том, какую выбрать профессию. Она выучилась на режиссёра массовых зрелищ.
После поступления на службу в Ельнинский РДК, в самом начале 70-х годов, успешно занималась агитбригадами, с которыми объездила весь район. На полевых станах самодеятельных артистов ждали с нетерпением, потому что молодой режиссёр умело инсценировала песни, не забывала о смешных сценках – в общем, скучно не было.
И, кстати, уже потом, работая в районной библиотеке, успешно проводила и там массовые мероприятия с читателями.
Но всё время мечтала о своём, пусть маленьком, театре. И судьба в 90-х годах предоставила ей такой шанс. В ту пору в нашей средней школе №2 имени К.И.Ракутина ввели дополнительный предмет «Уроки театра в школе». Директор школы Е.Е.Малахов поручил его вести Валентине Ковалевой.
Заинтересовать детей просто историей театра ей показалось мало, требовалось нечто практическое. И тогда родилась интересная идея: а почему бы не создать театральную студию и ставить самим небольшие спектакли. А название родилось такое – «Отцы и дети», так называется роман И.С.Тургенева, а почему нет? Ведь участниками театральной студии стали учителя, учащиеся и их родители. Чем не отцы и дети? И в духовном, и в возрастном плане. Да ещё объединённые одной целью на пути к согласию и сотрудничеству.
Идею поддержали все. Как же, у школы появится свой мини-театр! Это здорово! Первыми помощниками стали учителя: Антонина Зюзина, Рафаэль Халхатов, Ирина Савлукова, Павел Рутковский, Ольга Гусарова, Галина Елишева, Сергей Трубченков. Не остались в стороне и родители: Владимир Фомин, Сергей Джурко, Елена Давыдова, Марина Харитонова, Ирина Исаченкова и др. Дети тоже внесли свою достойную лепту: Марина Москалёва, Олег Марковкин, Вера Цыганкова, братья Эдвин и Юрий Ваниян, Виталий Мурашов. Участвовали даже семейные пары, например, Виталий и Римма Зуевы, кстати, название студии предложила именно Римма.
Уроки быстро превратились в репетиции будущих спектаклей. Валентине Александровне пришлось обучать и актёрскому мастерству, чтобы привить сценические навыки.
Первая ласточка – спектакль по пьесе М.Зощенко «Свадьба» был поставлен в 1995 году в просторном фойе районной библиотеки. Волнения были колоссальные, но зритель остался доволен.
Следующей пьесой оказалась «Божественная комедия» И.Штока. Костюмы шили сами, а заодно вживались в необычные роли. Вышло и по-доброму смешно, и поучительно. А небесные обитатели так были похожи на директора школы, учителей и даже школьников. Сверхзадача оказалась к месту.
– Мы ставили и будем ставить пьесы, поднимающие проблемы взаимоотношения поколений отцов и детей. Сегодня это крайне важно. Эстафета поколений не должна никоим образом прерываться, чтобы общество духовно не деградировало, – убеждена В.А.Ковалёва.
В дальнейшем выбирались к постановке такие сложные в психологическом плане пьесы, как «Самозванец» Л.Корсунского и «Дорогая Елена Сергеевна» Л.Разумовской.
– После репетиций я приходила домой никакая, даже разговаривать не могла. Я боялась, что мои артисты будут играть самих себя, а этого мне не хотелось, – делится Валентина Александровна.
И тут пригодилась биомеханика великого мастера режиссуры XX века Всеволода Мейерхольда.
Им была разработана целая система управления артистом своим телом, эмоциями, чувствами и даже духовной энергией. Да, сценическая жизнь, судя и по моему личному опыту, действительно требует максимального напряжения тела, души и духа. Во второй половине 80-х годов, будучи внештатным методистом РДК (в пору директорства Галины Ивановны Симоновой), мне довелось проводить по 3 часа и более тематические вечера «От всей души», посвящённые труженикам села, лесного хозяйства, медицинским работникам, педагогам и т.д.
На репетициях спектаклей по пьесам Корсунского и Разумовской режиссёр Ковалёва, помянуя о методе Мейерхольда, решительно настраивала всех, кто был занят в них, чтобы они не чувствовали себя учителями и школьниками, каковыми они остаются в повседневной жизни, а стремились воплотить предлагаемые образы героев пьесы, не внося ненароком какой-либо отсебятины.
Нет, не случайно Валентину Ковалёву её артисты называют Мейерхольдом.
Как мыслит руководитель театральной студии Валентина Ковалёва, театр – это не праздник, это другая и, прямо скажем, ответственная жизнь. Чем глубже перевоплощается актёр, тем вероятнее, что он в какой-то момент может взять на себя карму (судьбу) героя пьесы. Вот почему важно не только вовремя снимать маску с души, т.е. опустошать сознание, а ещё и режиссёр должен тщательно всё взвешивать, подходя к распределению ролей, учитывая духовную и профессиональную составляющую участника театрального события, чтобы «по Сеньке оказалась шапка». Актёр проживает много жизней на сцене, главное – чтобы не понарошку, и тогда Господь поймёт и простит.
Каждая роль должна соответствовать внутреннему состоянию того, кто её исполняет. Такова великая магия театра. У этого искусства тонкие грани и глубокие корни. Правда, сегодня новомодных режиссёров больше волнует эпатаж, потребительская буффонада (бегать в неглиже по сцене и что-то нечленораздельное орать – недопустимо). Да, театр может как возвысить, так и развратить.
И ещё я вспоминаю спектакль о войне, где наши молодые актёры играли немецких солдат, которые понимают, что они выступают в роли убийц. Всё это было настолько достоверно преподнесено, что зрители, судя по лицам, забыли, что они присутствуют на спектакле. Тут явно кропотливо поработала режиссёр Ковалёва.
Шли годы, рос авторитет театра-студии «Отцы и дети», расширялся репертуар. Возникали новые планы. К примеру, поставить пьесу М.Старицкого «За двумя зайцами». Но где её взять. Массовым тиражом она не выпускалась. Но, как говорится, надо мечтать. Как-то Ельню посетил юрист Московского государственного академического театра имени Е.Вахтангова. Зная о планах Валентины Александровны, я попросил уважаемого гостя похлопотать о том, чтобы для народного театра выслали один экземпляр пьесы Старицкого. И вскоре на адрес редакции газеты «Знамя» пришла бандероль из Москвы, это была адаптированная к постановке пьеса, высланная по распоряжению художественного руководителя театра, народного артиста СССР Михаила Ульянова, с его добрыми пожеланиями ельнинским коллегам.
И что вы думаете, эта пьеса принесла грандиозный успех и различные награды. Со спектаклем «За двумя зайцами» наша театральная труппа блистала на разных конкурсах и фестивалях, и даже в Республике Беларусь Вот что значит – великий человек дал своё благословение.
И не зря после этого театральная студия получила звание Народного коллектива. По сути, стала народным театром имени Михаила Ульянова.
За 25 лет служители ельнинского Храма Мельпомены поставили не один десяток полноценных спектаклей. И все они стали для ельнинцев событием.
– Каждая постановка народного театра Ковалёвой делает нас чище душой, помогая сохранять в себе, в любых жизненных условиях, лучшие человеческие качества, – делится давняя почитательница театра В.М.Масленникова.
Елена Давыдова, сыгравшая успешно не одну роль, тоже считает, что театр стал украшением культурной жизни гвардейской земли. И что пора бы ставить пьесы А.Н.Островского, так как они не потеряли своё духовное значение, даже в названии злободневны, например, «Свои люди – сочтёмся».
Сама Валентина Александровна убеждена, что ставить Островского надо не в современных декорациях, дабы не превращать его пьесы в развлекаловку: больно серьёзные они.
Кстати, ещё в 20-30 годах ХХ века в Ельне действовал профессиональный театр со своей труппой, где с особым успехом шли пьесы Алексея Островского.
Правда, есть одно «но» у наших артистов – нет средств у театра на пошив костюмов XIX века. Зачастую приходится самим перешивать старье. А в данном случае требуется основательное погружение в ту эпоху, чтобы не ударить лицом в грязь.
К счастью, изредка находятся меценаты. В 2020 году сенатор от Смоленской области С.Д.Леонов профинансировал пошив военной формы образца 41-го года для патриотической постановки.
Почему-то верится, что найдутся те, кто поддержит добрый почин сенатора, лидера ЛДПР на Смоленщине.
Всемерную поддержку оказывает театру и директор КДЦ Галина Николаевна Чибисова.
Отмечу, что режиссёру Ковалёвой удаются литературно-музыкальные композиции о героической истории Ельнинской земли, в основу которых положены стихи наших талантливых поэтов Анатолия Панасечкина и Алексея Аниськова.
В 2013 году в Новоспасском проходили съёмки фильма по пьесе И.Тургенева, под началом режиссёра Веры Витальевны Глаголевой. Валентина Александровна встречалась с ней и имела полезную для себя беседу. И главное, что она вынесла из неё, это то, что у режиссёра должна быть непременно не только хорошая профессиональная подготовка, но и большая душа, пытливый и глубокий ум, чтобы артисты ощущали себя единым ансамблем, способным творить и рождать живые взаимоотношения и связи.
Профессиональный актёр, в прежние годы активный участник студии «Отцы и дети», Олег Марковкин, высказался так: «Валентине Александровне удалось создать настоящий творческий ансамбль, несмотря на смену поколений».
Олег служит в Смоленском камерном театре, где директором с марта 2016 года является наша землячка Оксана Александровна Неклюдова, благодаря усилиям которой был проведен масштабный ремонт, преобразивший этот Храм Мельпомены в таковой.
Олегу Марковкину вот-вот должны присвоить высокое звание «Мастер сцены», за ним уже в табеле о рангах следует другое – заслуженный артист России.
И путёвку на театральный олимп, по его признанию, ему дала режиссёр Ковалёва.
И для него, как и для Валентины Александровны, театр стал путеводной звездой в жизни.
А это значит, что и Олег, и народный театр имени М.Ульянова (позволим себе эту небольшую вольность) и дальше будут нести людям разумное, доброе и вечное.
Михаил Козлов.
Оставить сообщение: