Мне уже тогда подумалось, что у этого коренастого мужчины должна быть хорошая жена, добрая хозяйка. Ведь в гостеприимном доме всем заправляет женщина.
Когда идёшь по Гвардейской в сторону реки Десна, невольно бросаются в глаза яркие, красные, жёлтые, голубые, розовые цветочки у забора. То же самое я увидел и во дворе: по всему периметру ковёр из цветов. Но первым меня встретил хозяин двора – красивая овчарка. Пёс не лаял, что интересно, не проявлял ко мне агрессии, а как бы извещал своим лаем хозяина, что во двор зашёл посетитель. Я тоже его не испугался, протянул руку, в которой держал компьютерную сумку и сказал ему: «Не шуми сильно, я пришёл в гости». И представьте себе, он перестал лаять и сел на задние лапы, а я направился к двери дома. Но когда я рукой взялся за дверь, он, не сходя с места, снова залаял. Я доброжелательно посмотрел на него. В это время с обратной стороны дверей хлопнула защёлка и мне на встречу вышел Пётр Михайлович.
За час до прихода я звонил Петру Михайловичу и назначил встречу. Поэтому, не теряя времени, он пригласил меня в красивую беседку, где мы, общаясь, не заметили, как прошло несколько часов. Умный пёс неслышно ходил вокруг нас, словно наш охранник. С Петром Михайловичем мы встретились впервые, он мне показал свой замечательный дом, который спланировал и сделал сам так, как ему когда-то советовал его отец, фронтовик, Михаил Михайлович Шарапов. Ещё в юном возрасте он брал сына в помощники, когда строил дома в деревнях. Отец неустанно ему повторял, что входные двери в доме должны быть широкими, и всё должно быть учтено на долгие годы вперёд. Они жили в деревне Мерзино, что рядом с деревней Бардино Руднянского района. В первой деревне жил Михаил Шарапов, который с двумя бойцами в годы войны на полуторке с вещевым имуществом части спас боевое Знамя под Вязьмой в 1941 году и был награждён медалью «За отвагу», и второй, Михаил Егоров, из деревни Бардино, в 1945 году водрузил Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине. И такая закономерность в жизни не случайна. И оба Михаила вернулись домой с Победой. Так вот, Михаил Шарапов – отец – передал своему сыну Петру все свои знания, умения и главное, настойчивость в жизненном деле. Но и главнейшим его помощником и вдохновителем, что самое главное, является многие годы его любимая жена – Валентина Петровна.
Они гармонично дополняют друг друга: по характеру, любви к жизни, к делу, к знанию всего, что окружает их, и понимают друг друга без слов. Это великое счастье. Но оно не само по себе пришло. Они любопытны и практичны, они открыты и добры, они настойчивы и готовы помогать другим. Одному соседу Пётр Михайлович помогал в строительстве дома, второму – провести электропроводку. А в девятнадцать лет Пётр Михайлович, после того, как отучился на электрика, сам учил своих помощников этому делу. Потом в городе Ейске окончил техникум по этой же специальности. Пришлось поработать в разных местах в области. Тепло вспоминал он о председателе колхоза имени Ленина Глинковского района Андрее Михайловиче Сысе. В колхозе «Путь коммунизма», в Новояковлевичах, где Пётр Михайлович работал секретарём парткома, на площади в четыре тысячи гектаров, работало 125 человек, то есть, по 32 гектара приходилось на каждого. На мой вопрос: «А зерно воровали?» «Воровства не было», – отвечал Пётр Михайлович. И вспомнил случай как в деревне Савкино кто-то оставил два мешка зерна в кустах. И поэтому поводу было много шума и мгновенная реакция всех органов власти. Это было чрезвычайное происшествие, которое взбудоражило большинство людей в деревне.
Пётр Михайлович до мелочей помнит немало о порядочных и отзывчивых людях, руководителях, учителях, командирах воинских частей пофамильно, подчёркивая этим важность происходящих событий, – обо всех, с кем работал или служил вместе когда-то. Такая же конкретность и щепетильность в домашних заботах. Всё аккуратно сложено и на своём месте. Любое, любое дело надо делать с удовольствием для себя и окружающих, чтобы не превращать его во что-то другое.
Во время беседы собака неожиданно выбежала из беседки в сторону кричащего петуха. Но на встречу ему наперерез бросилась, вроде как защищать вожака, коричневая курица, а пёс берёт зубами за шею хохлатку … и я замираю, понимая, что ей пришёл конец. Но она вырывалась (в это время я успел сделать несколько фотоснимков) и вижу, что курица начинает ему клевать ноги. И что меня удивило, Пётр Михайлович спокойно и молча смотрел на эту картину. Потом резко сказал: «Ну-ка перестаньте!». И они успокоились. Не дожидаясь моего вопроса, пояснил, что курица и собака вместе росли.
Пётр Михайлович мне показал фотоальбом, толщиной в ширину ладони, а там все листы с фотографиями цветов на подворье, которые высаживает ежегодно его жена Валентина Петровна. Красота безмерная. Думаю, что сам человек становится лучше, глядя на неё. Как не отдать должное нашей замечательной семейной паре. У них есть ёмкое чувство меры во всём – и ничего лишнего. Шараповы умеют в согласии делать всё, что необходимо делать, не забывая и о рядом живущих. Я очень редко встречал людей, которые столь тепло отзываются о своих соседях, как говорил мне о них Пётр Михайлович. Это дорогого стоит.
Впереди зима, но домашние закрома Петра Михайловича и Валентины Петровны полны продуктов, приготовленных на зиму для себя и для любимой дочери, зятя и внука, которых они ждут в гости. Пётр Михайлович показал икону – ручной вышивки, работа его зятя Виталия, штурмана атомной подводной лодки, и могу сказать, что по содержанию она велика и глубока как мировой океан.
Эта Икона Божьей Матери производит впечатление единого целого и чего-то очень личного. Увидев её раз, невозможно забыть. И Пётр Михайлович ею дорожит.
А уж как он дорожит и гордится внуком – Алексеем, студентом института кораблестроения, ну а жена и дочь – это его души очарование, ради них Пётр готов творить красоту и уют, они его питают самой настоящей любовью, которая абсолютно чувствуется везде и во всём.
Убеждён, что примеру семьи Шараповых последуют многие в Ельне, и это будет правильное решение – жить в согласии с природой и собой, ярко и по-человечески.
Иван Мозговой.
Оставить сообщение: