Профессиональный дорожник и тонкий ценитель культурного наследия родного края

12:28 13.11.2020

Являясь новатором в автодорожном хозяйстве, смело внедрявшим передовые технологии строительства и содержания дорог и сопутствующей инфраструктуры, Александр Евгеньевич никогда не изменял своему принципу: «Где родился – там и пригодился». На протяжении всей своей жизни он предан малой родине, прилагая немало усилий для её благоустройства и развития.
Родился Александр Ключников в деревне Шарапово в трудном послевоенном 1946 году. Его отец, Евгений Митрофанович, в Великую Отечественную войну служил фронтовым шофёром, получил не одно ранение. Он рано ушёл из жизни, но свою любовь к шоферскому делу успел передать маленькому сынишке. Да ещё построил дом для своей большой, дружной семьи, где кроме подрастающего Саши были ещё три дочери.
Пройдя суровую школу жизни, Александр Евгеньевич до сих пор считает родительские пенаты самым уютным местом на земле, где замечательная природа и чувствуется тепло домашнего очага, а в цветущем саду, который когда-то заложил его отец, монотонно и успокаивающе жужжит пчелиная пасека.
Примером неиссякаемого трудолюбия и крестьянской сноровки, которая так пригодилась ему в дальнейшем, стала мама, Полина Николаевна, смело бравшаяся в колхозе за любое дело.
На гвардейской земле – работать по-гвардейски!
Долго учиться в школе Александру не пришлось, нужно было осваивать рабочую специальность, чтобы помогать оставшейся вдовой матери кормить семью.
Первым рабочим местом рано повзрослевшего подростка стала мастерская межколхозной строительной организации, где Саша с присущим ему рвением осваивал деревообрабатывающий станок и параллельно учился в школе рабочей молодёжи.
Не пропала даром и когда-то зароненная отцом тяга к технике. В то время работать шофёром было престижно, а значит и кусок хлеба был всегда гарантирован.
Проанализировав ситуацию, Александр поступил на водительские курсы, а после получения прав пошёл работать в Ельнинский производственно-дорожный участок (ПДУ №2011), впоследствии переименованный в Ельнинское ДРСУ.
Организация занималась обслуживанием сельских дорог. Правда, стать водителем Александру так и не удалось. Упорного и перспективного парня направили на открывшиеся во Владимире курсы дорожных мастеров.
Сдав экзамены на «отлично», Ключников вернулся в свою организацию на новую должность. С этого момента для него и началась биография дорожника, а главным принципом стало: «Делать надо хорошо, плохо – не имеет смысла».
В начале 70-х годов прошлого столетия будущий знатный дорожник и начал с того, чтобы сделать ельнинские дороги надёжными в любое время года. Под его руководством бригада успешно выполнила замену быстро приходящих в негодность деревянных мостов через небольшие речушки и овраги на железобетонные переезды. В то время такие изделия в области достать было невозможно. И Ключников со своими рабочими взялся за их изготовление – вручную вязали арматуру и заливали бетоном подготовленные формы. Работали, что называется, не покладая рук. Тогда впервые об их опыте заговорили как о передовом.
Первым самостоятельно построенным участком для Ключникова стал отрезок автодороги Глинка – Бердники. Вместе с техником Павлом Сергеевичем Корсаковым они фактически пропадали там день и ночь. Но справились. Построив семь бетонных переездов, участок протяжённостью почти десять километров сдали на «отлично».
Так и повелось с тех пор – там, где руководит Александр Евгеньевич Ключников, иначе просто не может быть.
Пройдя все ступеньки карьерной лестницы, он досконально изучил дорожное дело. Стремясь к совершенствованию знаний, без отрыва от производства окончил профильный институт по специальности «Инженер-строитель».
– Несмотря на имеющийся практический опыт, не пропустил ни одной лекции и был лучшим на курсе, – с ностальгией в голосе вспоминает Александр Ключников. – И хотя был по возрасту самым старшим среди студентов, никаких послаблений для себя не признавал. А зачем? Учиться так интересно!
В 1989 году с должности главного инженера Александр Евгеньевич был назначен директором Ельнинского ДРСУ.
Надо сказать, что этот период совпал с тяжёлыми для нашей страны временами. Непростым оказался этот стихийный переход от социалистической экономики к рыночной и для дорожной отрасли. Требования усилились, заказы сократились, а каких-либо дополнительных ресурсов ждать стало неоткуда.
– Я принял предприятие, когда оно находилось на самом последнем месте в рейтинге среди дорожных организаций области, – отметил Александр Ключников. – А через год мы уже входили в пятёрку лучших. И ниже этих показателей уже никогда не опускались. За все последующие двадцать лет предприятие никогда не было убыточным. Конечно, пришлось крепко подумать – как жить дальше. И я рад, что мы справились с этой проблемой.
А помогла Ключникову в этом деловая хватка и природный талант ладить с потенциальными заказчиками, а также добрые отношения с местной администрацией и руководством Ельнинского района, да и области в целом. Но самое главное – это умение ценить людей, ставших настоящими профессионалами в дорожном деле. Ведь высокое качество выполненных работ зависит от слаженного труда всего коллектива.
Настоящей гордостью бывшего директора ДРСУ являются выращенные им кадры. До сих пор верны дорожному делу ведущий специалист инженер-лаборант Ирина Одинцова и бессменный экскаваторщик, отлично знающий современную технику, Андрей Бондарев.
Есть чем гордиться
В бытность директором Александра Ключникова в ведении Ельнинского ДРСУ находилось 346 км автодорог, требующих регулярного ремонта и обслуживания.
Значительно укрепив материально-техническую базу предприятия новейшей по тем временам специализированной техникой, Александр Евгеньевич неустанно стремился к лучшему.
Примером его высочайшего профессионального мастерства по сей день служит ул. Пролетарская, отремонтированная коллективом ДРСУ ещё в начале столетия, на которой только недавно заменили асфальтобетонное покрытие. Более десяти лет оно сохраняло своё качество благодаря чёткому соблюдению дорожниками всех строительных норм и правил.
Гордостью Ключникова является и городской стадион, где под его руководством была уложена въездная дорога и до сих пор служат ельнинцам асфальтированные в своё время площадки для занятий спортом.
Ну и как не вспомнить автодорогу к родовой усадьбе Новоспасское нашего известного на весь мир земляка Михаила Глинки, отремонтированную к 200-летию со дня рождения великого композитора.
В работах принимали участие четыре дорожных управления. Лучшим был признан участок автодороги, выполненный на «отлично» Ельнинским ДРСУ. За участие в подготовке к юбилею Михаила Ивановича Глинки коллективу администрацией района была объявлена благодарность, а директору вручена Почётная грамота администрации Смоленской области.
В послужном списке Александра Ключникова Почётная грамота Министерства автомобильных дорог РСФСР (1980 г.), медаль «Ветеран труда» (1990 г.), звание «Почётный дорожник России» (1996 г.), Почётная грамота Смоленской областной Думы (2001 г.), множество благодарностей разного уровня.
А ещё в 2002 году международной ассоциацией Ельнинское ДРСУ удостоено звания «Лидер отрасли-2002», с присвоением директору статуса «Лидер года».
И это ещё не всё. В июне 2005 года Александр Ключников в числе руководителей одиннадцати лучших предприятий России побывал в Париже. Как победителю Международного конкурса, Ельнинскому ДРСУ тогда вручили Золотой сертификат и золотую Версальскую медаль за значительный вклад в развитие дорожной отрасли и укрепление международных связей. А руководителю предприятия – памятный знак и именной диплом за высокопрофессиональный уровень управления производством с присвоением звания лауреата Европейской премии «Признание-2005».
Патриот и человек
Постоянно совершенствуя своё профессиональное мастерство, Александр Ключников неустанно стремится к повышению своего культурного уровня и углублению разносторонних знаний в области искусства.
В минувшем году увидел свет его фотоальбом «Новоспасское – душа моя», куда вошло более ста пятидесяти авторских фотографий интерьера Музея-усадьбы и видов усадебного парка.
Невероятно красочный, наполненный глубоким смыслом и добрыми чувствами, фотоальбом сразу же стал библиографической редкостью. По просьбе председателя общества любителей творчества Михаила Ивановича Глинки в Берлине Юрия Фроста и Жанны Кругляковой, два экземпляра было передано автором в Германию.
С детских лет влюблённый в этот уголок единства природы и музыки, Александр Евгеньевич продолжает работу над любимым детищем и планирует в ближайшее время переиздать дополненный вариант фотоальбома под новым названием «Новоспасское – душа России», которое родилось с подсказки главного редактора газеты «Знамя» Михаила Козлова.
Любовь отца к классической музыке передалась и дочери Елене. В своё время она закончила естественно-географический факультет Смоленского пединститута. В настоящее время доцент, кандидат педагогических наук Елена Александровна Северова является заместителем декана театрально-режиссёрского факультета Московского государственного университета культуры. У неё подрастает дочь Ксения.
Верной опорой Александра Евгеньевича во всех его начинаниях всегда была и остаётся его жена Галина Ильинична, с которой они вместе вот уже сорок семь лет.
Родом Галина Ильинична из Воронежа. Девушка, можно сказать, пошла по стопам отца, который в то время был здесь начальником «Автодора». После окончания лесохозяйственного института (факультет «Автомобильные дороги») Галина по распределению приехала инженером-дорожником в Ельню. Так около сорока лет супруги и трудились бок о бок в Ельнинском ДРСУ.
Принципиальный и требовательный, прежде всего, к себе самому, Александр Ключников и после выхода на заслуженный отдых старается приносить пользу людям и родному гвардейскому краю. В настоящее время активно работает в составе муниципального Общественного совета, участвует во всех значимых мероприятиях, принципиально отстаивает интересы ельнинцев при проведении благоустройства города, активно интересуется решением вопросов, касающихся социально-экономического развития Ельнинского района.
Здоровья и жизненных сил Вам, Александр Евгеньевич! Пусть Ваши творческие успехи станут на одну ступеньку с Вашим профессиональным мастерством.

Ирина Тарасова.

73496

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы