Мой прадедушка Козлов Кондратий Петрович родился 5 июля 1904 года в селе Ромоданово Ельнинского (ныне Глинковского района) уезда. В простой крестьянской семье, где было двое детей. Обучался в школе. Затем окончил Смоленскую губсовпартшколу. После окончания партийной школы был направлен в г. Ельню. Отделом народного образования назначался директором Теренинской сельской школы, где он и учительствовал некоторое время, преподавал историю. Перед войной был директором Ельнинской городской школы №1.
Вся жизнь его была полна тягот и лишений: революция, война. Но это не сломило его. Он всегда стремился к знаниям, много читал. Тогда не было ещё радио, оно появилось позже, но газеты уже печатались. Стремился быть в курсе всех событий, чтобы донести их до окружающих, не умеющих читать, либо школьников, которым пресса была недоступна. Образование для него стояло превыше всего. Новости газет и журналов были нужны как воздух, они подпитывали его изнутри. Любил читать и художественную литературу. Собирал редкие книги, был активным читателем в библиотеке. Уже имея семью и двоих сыновей, как рассказывает мой дедушка Михаил Кондратьевич, приходил он с работы и усаживал обоих сыновей на колени (его и его брата Александра) и читал сказки Пушкина. Читал хорошо, выразительно, и дети как бы погружались в тот сказочный мир. Эта любовь к книгам передалась и детям. И сыновей своих он назвал в честь знаменитого писателя А.С.Пушкина и композитора М.И.Глинки, нашего земляка.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Одним из первых Кондратий Петрович ушёл на фронт. Был политруком роты. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».
На войне он проявил, я думаю, свои лучшие качества, характеризующие его как смелого человека и политрука. Какое нужно иметь мужество и самообладание, чтобы самому повести солдат в бой, настроить их на победу. Это, согласитесь, тяжело, когда в подчинении вчерашние мальчишки со школьной скамьи противостоят откормленным бюргерам.
Узнав о рождении Советской гвардии под Ельней, Кондратий Петрович почувствовал восторг и гордость за наших солдат, ведь освобождена была от фашистов его Родина, его родная земля.
В январе 1943 года, во время переброски войск на новое место дислокации, Кондратий Петрович был тяжело ранен. Он и его товарищи ехали на крытой машине и попали под бомбёжку. Бомба попала прямо в машину. Водитель машины и другие пассажиры погибли, а его взрывной волной откинуло на несколько метров и присыпало землёй. Так, быть может, и остался бы он лежать никем не узнанным, если бы не счастливая случайность. Вскоре по дороге мимо проезжала машина с солдатами. Один солдат соскочил посмотреть остался ли кто в живых и заметил на земле сапог. Он позвал на помощь сослуживцев, стали копать и спасли Кондратия Петровича. Это для него стало вторым рождением. Кто был тот солдат и остался ли он в живых – неизвестно, но я очень благодарен ему.
Кондратий Петрович получил тяжёлую контузию и осколочное ранение в руку, полученные раны не позволили продолжить службу.
После госпиталя он был направлен в город Ельню и назначен редактором газеты «Социалистический путь».
Он ехал в родные места налаживать жизнь города после разрухи; и это грело его сердце. Он знал, что жизнь там, что называется, «не сахар», но масштабы увиденной катастрофы шокировали его. Город лежал в руинах. Старинные дома, церкви, школы – всё было уничтожено. Не город – а одно сплошное пепелище. От увиденного сжалось сердце, больно было смотреть. Во всём городе осталось только два или три дома, и то покосившихся. И кое-где ещё на окраинах. Инфраструктура была полностью разрушена, и жителей в городе почти не осталось. Но, как он часто говорил в трудной жизненной ситуации: «На живой кости мясо нарастёт». Его поселили в здании типографии. На первом этаже был цех типографии, на втором – его комната. Сразу взялся за работу. Участвовал в жизни города, субботниках. Налаживали всем миром жизнь Ельни. Вечерами готовил материал для газеты, боясь что-то упустить. Днём участвовал в активной жизни города, не забывая при этом делать пометки в своём блокноте для записей, который всегда носил в портупее. В городе стала выходить газета, в которой печатались новости с фронта. В статьях он писал об успехах, о людях, которые с полной отдачей и самоотверженностью восстанавливали разрушенный город. Писал о патриотах Родины, тружениках тыла, пытаясь подбодрить людей, поселить веру в победу, заветную мечту о светлом будущем страны и людей, их детей. Потихоньку Ельня, как сказочная птица Феникс, стала возрождаться из пепла.
Самоотверженные люди стали опорой страны. Все – от мала до велика – участвовали в восстановлении городов и сёл, разбирали завалы, перестраивали дома и здания из чего можно было ещё строить. Очень нужны были рабочие руки, не хватало строительных материалов. О личных нуждах старались не говорить, только в случаях крайней необходимости. И так было понятно: трудно всем – идёт война.
Голодные, одетые во что придётся, ельнинцы шли и работали до поздней ночи. Восстанавливали инфраструктуру, кирпичный завод, участвовали в лесозаготовках, помогали колхозникам в строительстве дворов для скота. Работали, не жалея себя, чтобы выжить, а ещё и помогали фронту, вязали тёплые вещи и собирали посылки с продовольствием. Ждали писем с фронта, но не ждали похоронок.
Новость о Победе всколыхнула всю Ельню. Люди вышли на улицу и стали обнимать и поздравлять друг друга. Какое было облегчение для матерей, жен, детей, ждавших отцов, сыновей и мужей с фронта. Потихоньку фронтовики стали возвращаться в родные края. И это была радость не только всего дома, но, наверно, и всего города. Тепло встречали их в родных местах. Были фронтовики, возвратиться которым было некуда и не к кому. Трагедия войны оставила глубокие раны в сердцах людей, она покорёжила не только тела и души людей, но и поломала их судьбы.
Во время войны фашистами было сожжено много деревень в Ельнинском районе, по некоторой статистике – пятьдесят. Некоторые – вместе с жителями. Сожжено было 76 школ, 38 библиотек, 4 больницы, около 7000 домов. В 1942 году, по рассказам очевидцев, переживших войну, был страшный голод. Если в 1941 году люди могли что-то припрятать от фашистов или убрать остатки посевов и этим хоть как-то прокормиться, то в 1942 году поля никто не сеял и скот не заводил, несмотря на директивы немцев. А всё, что было – отняли фашисты. Люди пухли от голода. Кто мог, подались к родственникам в эвакуацию. Остались только те, кому некуда было деваться. Многих угнали фашисты в концентрационные лагеря, и их судьба была неизвестна. В Ельнинском районе оккупанты расстреляли, повесили, сожгли в их же домах, закопали живыми в землю 3815 ни в чём неповинных граждан, 1313 наиболее трудоспособных угнали в Германию. После войны люди искали друг друга, кто-то находил, кто-то нет, а кто-то бесследно пропал и остался лишь в памяти людей. За помощью в поиске они обычно обращались в газету. Некоторых удавалось найти, велась активная переписка.
Вернулся с фронта и брат Кондратия Петровича – Анисим. В семье Анисима Петровича во время войны случилась трагедия – единственного шестнадцатилетнего сына расстреляли фашисты. Больше детей не было. Так и остались они жить со своей женой вдвоем.
Анисим Петрович устроился на работу на обозный завод мастером. Он был хорошим плотником. Анисим Петрович и Кондратий Петрович были очень дружны. После войны они решили построить большой дом вместе. Чтоб в одной половине жил Кондратий Петрович с семьёй, а в другой – его брат с женой. Свою мечту они осуществили.
И однажды на кирпичном заводе ему повстречалась девушка, он её когда-то знал. Девушка была сама из деревни Лысовка Ельнинского района. Что-то было в ней такое бойкое. Круглолицая, голубоглазая, кудрявая, небольшого росточка. Каждый день вместе со своим отцом она ходила на работу, хоть путь неблизок – 7 километров, и при этом не боялась возвращаться домой одна, через лес. Трудолюбивая: не боялась тяжёлой работы и всегда помогала всем. Хотя на кирпичном заводе работа не из лёгких. Чем-то они были схожи по характеру, и ей было интересно с ним беседовать. Он стал чаще приходить на кирпичный завод, иногда по долгу службы, а иногда в свободное от работы время провожал её. Однажды Кондратий Петрович сильно заболел, и его положили в больницу. После работы Антонина навещала Кондратия Петровича, выполняла его просьбы. Ему уже становилось легче. Он попросил её не возвращаться в деревню, а присмотреть за домом, пока его не выпишут. Так она и поступила. Утром ходила на работу, а вечером – в больницу. Кондратий Петрович решил сделать Антонине предложение. Он боялся, что она откажет, всё-таки большая разница в возрасте. Но Антонина согласилась. Когда Кондратия Петровича выписали из больницы, они вместе отправились в деревню к родителям Антонины, Тихону Ионычу и Ксении Ивановне, где Кондратий Петрович высказал намерение жениться на Антонине. Родители не препятствовали. В марте 1953 года они сыграли свадьбу. 20 апреля 1954 года у них родился сын Михаил, а 24 февраля 1956 года – сын Александр.
Кондратия Петровича назначили директором Ельнинской школы колхозных счетоводов, которая находилась в прежнем здании музыкальной школы по улице Энгельса, д. 23 (ныне магазин «Радуга»).
В последние годы жизни работал замполитом в Ельнинском профтехучилище.
Антонина Тихоновна уволилась с кирпичного завода и три года работала официанткой в столовой, затем 24 года – в строительной организации, разнорабочей.
Когда дети уже ходили в школу, Кондратий Петрович приучал их писать статьи, как бы в игровой форме, каждый должен был в течение дня собрать материал, а вечером вкратце написать о событиях дня. Сначала дети неохотно этим занимались, но потом привыкли. И больше в этом преуспел сын Михаил, который и стал впоследствии редактором газеты «Знамя».
В феврале 1967 года Кондратий Петрович заболел болезнью Боткина, после эта болезнь дала осложнения и нужна была операция. Его направили в Смоленск. Предчувствуя, что уже не вернётся домой, прощаясь с женой Антониной Тихоновной на железнодорожной станции, он сказал: «Не плачь обо мне, береги Сашку и Мишку». 5 марта 1967 года, во время операции, Кондратий Петрович скончался.
Тяжело было Антонине Тихоновне остаться вдовой с двумя детьми. Чтобы семья не бедствовала, Антонина Тихоновна много трудилась, бралась за всякую работу, даже в праздничные и выходные дни. Ведение хозяйства легло на детей и престарелую мать. Обязанности каждого были распределены.
И она с честью выполнила наказ мужа. К сожалению, прабабушки Тони не стало 2 февраля 2011 года, в возрасте 78 лет, а через год умер и дядя Саша. Мир их праху.
Дело, начатое ещё великим русским поэтом Михаилом Исаковским в 1919 году и продолженное политруком Кондратием Козловым в 1943 году, живёт и процветает. Газета «Знамя» признана одной из лучших в области, о чём свидетельствуют многочисленные награды, в том числе орден Михаила Ломоносова и звание «Лучшее предприятие России 2013 года».
Георгий Козлов,
учащийся 10 класса
Ельнинской средней школы №2 имени К.И.Ракутина.
Оставить сообщение: