Он памятник себе воздвиг нерукотворный

05:01 16.01.2020
Он памятник себе воздвиг нерукотворный

Я родился, вырос и живу в Ельне. Мой отчий дом стоит возле железной дороги. И уже в детстве, из рассказов отца, я знал, что большие и важные грузы идут по ней во все концы страны. И как-то само собой рождалось это всепоглощающее чувство большой Родины. Мне, мальчишке, было ясно, что именно я и есть частичка необъятной страны под названием СССР, на которую в 1941 году шли полчища фашистов с Запада, а мой отец, политрук роты, взял в руки оружие и застрелил всех проклятых врагов.
А ещё отец часто рассказывал мне, что побеждать фашистов помогали песни нашего земляка Михаила Исаковского, и сам любил за семейным застольем петь «Катюшу» и другие его песни. К тому же по соседству жила старшая сестра Михаила Васильевича – Прасковья Васильевна Орлова, семья которой переехала сюда в 30-х годах. В 1935 году Михаил Исаковский и его друг Александр Твардовский приезжали в Ельню, по просьбе молодёжи в здании сельхозтехникума они устроили литературный вечер: читали стихи, говорили о литературе, отвечали на записки. Всё было так живо. Одна девушка спросила Михаила Исаковского, а удобно ли тому писать стихи в очках, на что тот ответил, что не очень, так как они постоянно сползают на переносицу и их приходится всё время поправлять, а в это время поэтическая мысль может далеко убежать и тогда её трудно догнать. Именно в Ельне А.Т.Твардовский читал на партактиве впервые свою поэму «Страна Муравия». Исаковский и Твардовский любили гулять в городском саду (парк культуры и отдыха, где в прошлом году прошли работы по благоустройству). Александр Трифонович восхищался вековыми дубами, росшими здесь, мол, какая силища земли в них заключена! Когда-нибудь в нашем парке появится памятник двум закадычным друзьям – Михаилу Исаковскому и Александру Твардовскому, Данте и Вергилию, образно выражаясь, советской эпохи (они попеременно выступали в той или иной роли), – сидящим на скамейке и о чём-то увлечённо беседующим.
К счастью, я ещё застал в живых Прасковью Васильевну, немногословную, добрейшего души человека, которая постоянно угощала нас, детей, яблоками и гладила нас своей удивительно тёплой натруженной ладонью по голове. Кстати, дом бабы Паши уцелел в Великую Отечественную войну и долго простоял потом.
В общем, я рос с именем Михаила Васильевича на устах. С юности полюбил его поэзию, которая так была сродни поэзии Сергея Есенина, которую я тоже знал хорошо. Мне, подростку, было ведомо, что отец возглавлял редакцию нашей районной газеты, которую основал Михаил Васильевич. От этого авторитет отца, Кондратия Петровича, становился ещё выше для меня.
Кто читал книгу воспоминаний М.В.Исаковского «На Ельнинской земле», тот знает, что добрая половина её посвящена конкретно тем людям, которые окружали его с детства, пофамильно, с описанием их душевных переживаний. Читаешь главы с названием «В деревне Глотовка», «В сельской школе и после неё», «В ельнинской больнице», «Неразлучная троица», «Василий Васильевич Свистунов» и другие и глубоко осознаёшь как происходило становление поэта. Восхищаешься благородством Михаила Васильевича: вот не забыл скромных, незаметных людей, которые, однако, давали юному Мише уроки добра и любви. Надо непременно помнить о тех, кто нас вывел в жизнь, ничего не требуя взамен. А мы порой не можем даже назвать кого-то по имени. Ведь все они, наши ранние привязанности, поделились с нами частичкой своей души, она дала ростки и сделала нас сильнее духовно.
В прославленной книге «На Ельнинской земле» Михаил Васильевич пишет, что ему хотелось вспомнить и пережить ещё раз, всё то, что было с ним, хотя бы только мысленно, пройти по тем дорожкам и дорогам, по которым он прошёл когда-то давным-давно, пережить то, что ушло в абсолютную невозвратность, что уже никогда не повторится не только с ним, но и ни с одним человеком.
Цените, уважаемые читатели, ваши прошлые переживания, в них скрыто бывает очень важное. Ведь мы меняемся с годами, и часто не в лучшую сторону, предавая свои прошлые идеалы. А это совсем неправильно. Михаил Васильевич был твёрдо убеждён, что крайне важно сохранить в себе острое ощущение каких-то высоких переживаний юности, что это даёт удивительную возможность оставаться всегда молодым. Все, кто близко знал Михаила Васильевича, отмечают его живой интерес к каждому человеку, дабы заглянуть в глубины чьей-то души. А как он бился за народ, по конкретным делам, как депутат Верховного Совета РСФСР.
Многолетняя привязанность к друзьям, сокурсникам, коллегам, ко всем, кто нам дорог, увеличивает потенциал нашей человечности, чтобы не очерствели души и не умерли раньше тела, чтобы родное и вселенское, ну то, божественное, что есть в каждом из нас, были в гармонии и не давали нам унывать на трудной дороге жизни.
Рождённый от Бога.
О личности Исаковского.
Прочитав книгу М.Н.Левитана «Моя весна», посвящённую неизвестным страницам биографии М.В.Исаковского, я вдруг осознал, что далеко не всё знаем о нём, как о личности. Выдающийся русский философ Николай Бердяев писал, что подлинная личность не рождается от отца и матери, она происходит от Бога. Личность есть боль за всё и за всех. Конечно, в чём-то мы бываем очень похожи на родителей, но, несомненно, есть что-то в нас и такое, что делает нас искателями истины, кто ищет ответы на вечные вопросы бытия. К таким искателям я отношу и Михаила Исаковского, его верного товарища Александра Твардовского. Вот часто пишут о крестьянской душе поэта. Что же, спорить трудно. Но речь идёт о корнях. Они все у нас заключены в земле, родной земле. Не случайно корни его стихов проросли в толщу народного поэтического языка. Кроны наших душ уходят далеко в небо, в царство идей, туда, откуда льются на нас светоносные потоки нового завета: Человека и Космоса.
Я время от времени перечитываю главу «Аксинья» из книги воспоминаний «На Ельнинской земле». Но долго не мог понять, что ищу в ней. Перу Михаила Васильевича принадлежат многие пронзительные стихотворные строчки о любви к женщине. Пусть они простые, неброские, но какое-то очарование скрыто в них. Вот возьмите, к примеру, «Одинокую гармонь». Каким-то волшебным способом в ней дан неподражаемый образ земной любви. Такой, которая родственна всем нам, независимо от того, кто мы по национальности. Как тонко чувствует вот это её всепроникающее родство великий французский певец Ив Монтан, когда исполняет «Одинокую гармонь» на своём языке. Пусть кто-то языка не знает, а родство с французской душой – налицо. Вот вам чудо лирической поэзии Исаковского. Я уже не говорю о песне «Катюша». Там вообще гениальная простота скрывается в каждой строчке, но почему-то японцы поют её так, что становишься чуть-чуть гражданином страны Восходящего Солнца.
Думаете, отчего это происходит? Да потому, что, как личность, Исаковский всечеловечен, он бог из мира поэзии.
Но чем же зацепила меня глава «Аксинья»? В ней он пишет о трагической судьбе девушки Аксиньи, которая страстно полюбила Михаила Исаковского, и он тянулся к ней, а всё вышло плохо. И закончилось смертью героини книги. Развела их судьба. Слишком разные, может быть, были по духу влюблённые. Или не вовремя свела их первая любовь?
А как трогательно пишет автор воспоминаний о девушках, которые казались ему существом необыкновенным, полным красоты и радости, что даже мысленно он не допускал, что можно просто мимоходом её опозорить, обидеть.
Как убеждён Михаил Исаковский, Аксинья разделила трагическую судьбу бесчисленного множества других русских девушек и совсем ещё молодых женщин, которые уходили из этого мира, едва начав жить, уходили, ничего не успев сделать, уходили, не оставив после себя никакого следа, никакой памяти о себе, в чём, впрочем, они нисколько не виноваты. «Сейчас, может быть, уже не осталось ни одного человека, кто знал Аксинью. Так пусть в моих воспоминаниях оживёт она хотя бы на одно мгновение и пусть увидят её ныне живущие», – пишет Михаил Исаковский.
Теперь, дорогой мой читатель, ты сможешь сполна оценить личность великого русского поэта. Вот также и Бог помнит о каждой душе, жившей и живущей на Земле. И сопереживает с каждым из нас.
Аксинья вспоминалась Михаилу Исаковскому всю жизнь. И когда дул холодный ветер, он инстинктивно вздрагивал, представляя себе, как холодно лежать в промёрзшей земле.
Или вот думал: «Как она там (Аксинья), совсем одна?». Понятно: где.
И все-таки, несмотря на весь переживаемый трагизм, всегда будет жива Аксинья, покуда найдётся хотя бы один читатель у замечательной книги воспоминаний «На Ельнинской земле».
Вот так же трогательно пишет Исаковский и о других своих современниках. И они тоже живы.
Великая душа поэта Исаковского, несомненно, была от Бога, ибо вмещала в себе весь мир, потому и поют его песни на всей планете. А иностранные туристы, проезжая на автобусе мимо редакции газеты «Знамя», останавливаются, чтобы прочесть на мемориальной доске, кто основал «районку», и дивятся, что детище Исаковского, газета «Знамя», до сих пор здравствует!
Наша районная газета как вековечный
литературный памятник Исаковскому.
Отец-основатель Ельнинской районной газеты, великий русский поэт Михаил Исаковский с полным правом может вслед за Александром Пушкиным воскликнуть: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа».
Да, районная газета «Знамя» из города Воинской Славы Ельни – единственная среди всех «районок» России является бесценным литературным памятником. 23 февраля 2020 года ей исполняется 101 год. 100-летие «Знамени» Исаковского 23 февраля 2019 г. в Ельне отмечалось с большим размахом, в небывалой душевной обстановке и даже с салютом. Мы особо благодарны за высокую оценку нашего труда заместителю Председателя Госдумы РФ, руководителю фракции «Единая Россия» Сергею Ивановичу Неверову, который объявил нам письменную благодарность за объективное и оперативное освещение самых важных событий региона.
Сто лет первый редактор нашей газеты оставался и остаётся до сих пор с нами. Мы чтим память о своём духовном отце. Во время редакторства Е.М.Лаврухиной, в 1984 г., на здании редакции появилась мемориальная табличка о том, кто и когда основал газету «Знамя».
В 2000 году, по ходатайству районных властей и коллектива «Знамени», решением Смоленской областной Думы редакции газеты официально присвоено имя М.В.Исаковского.
В 2016 году в редакции, в присутствии почётных гостей и учащейся молодёжи, был открыт бюст Михаила Васильевича работы выдающегося скульптора Константина Куликова.
Регулярно, начиная с 2016 года, по инициативе известного смоленского писателя В.В.Королёва, при всемерной поддержке редакции газеты «Знамя», проходят в области Исаковские встречи.
Я работаю в штате редакции 44 года. До этого активно сотрудничал с газетой 6 лет внештатно (ещё со школьной скамьи). Итого получается 50 лет. Полвека! Перед моими глазами прошли многие поколения журналистов. И что примечательно, народ всегда подбирался с чувством повышенной социальной справедливости. Как говорится, не могу молчать, коли совесть требует. Я листал подшивки «Знамени» 50-60-х годов и диву давался, какие острые фельетоны публиковались на страницах «районки». «Откуда это?» – думал я. Вот правильно говорят: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Конечно же, основатель нашей газеты, юный, но духовно сильный человек, словно стойкий оловянный солдатик, воевал на страницах «Известий» (так называлась газета тогда) за революционную справедливость, разоблачал в 1920 году местных коммунистов, пьющих со всякого рода проходимцами самогонку, «советских баров и буржуев» (так и писал в газете), которые окопались в разных исполкомах и прочих советских учреждениях.
Чувством повышенной справедливости Исаковский обладал точно. «Быть или не быть советской власти?» – этот гамлетовский вопрос для него вставал каждый день в борьбе с контрой.
В первом номере газеты за 23 февраля 1919 г., выпущенном в первую годовщину Красной Армии, помещена его статья «IV уездная партийная конференция». В этой статье гневно и задиристо поднимался вопрос, связанный персонально с руководящими партийными кадрами уезда, с волюнтаризмом и аморальностью ряда коммунистов. Смело говорилось о негативном единовластии председателя Ельнинского уисполкома С.С.Филиппова, что вело парторганизацию к нарушению её единства и провалу. Хотя в своей книге воспоминаний Исаковский тепло отзывался впоследствии о Филиппове. Кстати, осенью 1918 года именно Филиппов, будучи главным чекистом в уезде, рекомендовал избрать его членом Коллегии Ельнинской уездной ЧК.

Октябрьскую революцию Исаковский воспринял как нечто самое справедливое и радостное, по его словам. А потому, молодой чекист много времени и сил отдавал борьбе с самогоноварением, поскольку речь шла о хлебе, а это в конечном счёте борьба за жизнь. Активно собирала Ельнинская ЧК оружие, попавшее в деревню после первой мировой войны, боролась со спекуляцией. Вот почему тема врагов трудового народа не сходила со страниц газеты в 1919-1920 годах. Получается, редактор с душой чекиста, образно говоря. Впрочем, идейным коммунистом, мечтавшем о мировой революции, в годы своей юности Михаил Васильевич точно был. Ведь Исаковский хорошо помнил и дореволюционное время, когда царская власть не заботилась о простом народе, на селе, в том числе и в его родной Глотовке, никогда досыта не ели. Он искренне когда-то писал, что вырос там, среди скупых полей, где все пути теряются в тумане, где матери, баюкая детей, о горькой доле пели им заранее.
М.В.Исаковский ещё в ту пору был убеждён, что деревня в конечном счёте выживет, а город придёт к ней на поклон, просить силушки от землицы. Речь идёт о провинции, которая нынче пребывает в бедности.
Газета в бытность Исаковского ставила своей задачей сплочение города и деревни. Тема актуальная до сих пор. Оттого в «районке» тогда очень ценились заметки рабочих и сельских корреспондентов, письма с мест. Без прикрас, откровенно и реально, чтобы меньше было в народе разного рода пересудов и сплетен. Пьяной и тёмной народной стихии, которой хватало в годы гражданской войны, как считал Исаковский, должна быть противопоставлена воля к культуре, к самодисциплине, к оформлению стихии мужественным сознанием и просветлением сердец. И этим заветам Исаковского мы стараемся следовать.
А ещё непременно можно встретить, к сожалению нечасто, в «Знамени» смелую образность, чтобы не в бровь, а в глаз, но без надрыва, ту самую цену слову, которую знал наш первый редактор.
И всё-таки она вертится, то есть редакция «Знамени» – живой организм. Он развивается духовно, потому что стремится землю возвышать до уровня неба.
Чтобы возвысить землю
до уровня неба
в божественном
акте творчества.
Не только ради известности издания мы часто рассказываем о жизни и творчестве своего первого редактора. И ельнинская детвора знает о нашем великом земляке. Земные песни на стихи Исаковского впадают в небесные реки. Они пробивают себе дорогу и на эстраду, они звучат всё чаще и в телепередачах. Жить инстинктами молодёжи, как, впрочем, и старшему поколению, становится скучно и бессмысленно, а любовь живёт в песнях «Катюша», «Одинокая гармонь». Многие песни Исаковского весьма современны, но как-то подзабыты.
Редакция считает своим долгом постоянно публиковать стихи местных поэтов Алексея Аниськова, Анатолия Панасечкина, Виктора Гаврилова и других. Публикую и я свои песни в соавторстве с композитором Галиной Колышевой. Некоторые из них популярны. В «Знамени» и в прошлом часто публиковались «Литературные страницы». У основоположника нашей газеты была душа не только чекиста, но и поэта, которая обнимала собой целый мир – крестьянский, чтобы поэтические образы могли закрепиться во Вселенной. Из низкого никогда не рождается высокое, и небо не примет того, что не очистилось на земле. Триумф и трагедия советских поэтов Исаковского и Твардовского заключались в том, что они своим творчеством олицетворяли собой драму русской истории и русского самосознания, остро чувствующего разрыв между Небом и Землёй, мечтая устроить всё так, чтобы народ наконец обрёл вековую мечту о счастье, ибо, осмысливая тысячелетнюю историю Святой Руси, нельзя не расплакаться над тяжёлой крестьянской долей и не пожелать неистово лучшей доли русским людям.
Никому, кроме Исаковского и Твардовского, в ХХ веке не удалось столь глубоко отразить в своём творчестве лучшие порывы русской души. Как точно выразился поэт Егор Исаев, в их стихотворном творчестве открылись исторические, духовные дали. И все эти дали пучком проникли в сердце человека, в его память, и до сих пор находятся там. Проверьте на себе.
В 2020 году мы отмечаем 75-летие Великой Победы. Кто воплотил в литературе всех наших героических предков разом – наш знаменитый Василий Тёркин, родом из Ельни, который выиграл войну ещё и потому, что слушал во время передышки между боями целительные песни Исаковского, которые вливали в него богатырские силы.
О солдате Исаковского (великое поколение) нельзя (никак нельзя) без кома в горле читать стихотворение «Враги сожгли родную хату» о том, как он вернулся домой с победой и не застал свою Прасковью, любимую жену и деток своих дорогих, которых сгубила проклятая война. Стихотворение заканчивается такими словами:
Хмелел солдат, слеза катилась!
Слеза несбывшихся надежд.
А на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Какая глубина проникновения в тему, какая бездонность мысли. Читаешь и будто всё на твоих глазах происходит. Тут тебе и личная трагедия, и величие подвига. Кажется, совсем незамысловатые слова в этой песне, а как берут за сердце, приобщают к высшим смыслам бытия. И как не вспомнить слова Александра Твардовского, сказанные по поводу стихотворения «Враги сожгли родную хату»: «Это удивительное стихотворение. С какой немногословной и опять-таки не громогласной силой передана здесь в образе горького солдатского горя великая мера страданий и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия». Три величайших стихотворения созданы русскими поэтами о Великой Отечественной войне. Это «Враги сожгли родную хату» М.Исаковского, «Жди меня» К.Симонова и «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского.
Вот уж действительно и земное, и небесное в них настолько переплелось, что не стыдно нам, русским, поделиться избытком человечности с самыми продвинутыми галактическими цивилизациями. Русский человек больше своей судьбы: ему подвластен дух истории. Потому что у русского мира есть такие титаны духа.
Ведь Русская Земля и Смоленская, как её часть, непременно обладает особым потенциалом, её огромные пространства всё ещё не искажены духом наживы, а человек, как образ и подобие Божие, предстаёт в счастливом первородстве. Русская идея – провинциальная, основанная на великом «родстве душ» со всеми народами Земли. И лучшие чувства не умерли в нас!
Так давайте не забывать мудрые и проникновенные песни великого земляка. Будем петь их по праздникам, и в будни, сохраняя человеческое братство. И пусть с нами поют любезный нашему сердцу Михаил Исаковский и весь мир.


Михаил Козлов,
лауреат Всероссийских конкурсов журналистского мастерства.

76930

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы