Нет людей – нет перспективы

11:58 02.04.2014
Нет людей –  нет перспективы

– Василий Алексеевич, наступает весенняя посевная. С каким настроением в нынешнем году сельские труженики подошли к этому важному периоду в жизни села?
– Что сказать по этому поводу – сеять надо, и в нашем хозяйстве подготовка к посевной идёт полным ходом. В этом сезоне растениеводство в ТОО «Кузнецовское» будет представлено в основном силосными и кормовыми культурами для внутрихозяйственных нужд. Несмотря на то, что государство, областная администрация планируют и в этом году выделить средства на развитие растениеводства, в том числе и льняного комплекса, но это не вселяет в нас оптимизм, ведь на сегодняшний день ситуация в ТОО «Кузнецовское» такова, что при наличии всей необходимой сельскохозяйственной техники мы испытываем катастрофическую нехватку рабочих рук. В хозяйстве осталось всего четыре механизатора, а в реальности всё держится, по сути дела, на одном Николае Бардонове, который, кстати, по итогам 2013 года награждён Благодарственным письмом министра сельского хозяйства, с чем его и поздравляем. Доярок – десять человек, но пять из них, к сожалению, алкоголезависимые и полнейшие лодыри. Вот и попробуйте развивать сельхозпредприятие, когда элементарно некому работать.
А ведь сельскому хозяйству, как и любому другому производству, нужны грамотные, хорошо подготовленные специалисты. Молодёжь же не спешит ехать на село из-за низкой заработной платы и плохих социально-экономических условий жизни. Получается замкнутый круг в развитии территорий: нет людей – нет перспективы, нет перспективы – уезжают люди. Кроме того, тотальному обезлюдиванию смоленской деревни немало способствует и высокий уровень смертности среди сельского населения, в том числе, в связи со снижением качества жизни, криминализацией и алкоголизацией общества. Поэтому сами можете судить, какое у нас сегодня настроение.
– А как в вашем хозяйстве обстоят дела с закупкой минеральных удобрений?
– Недавно мы провели ревизию своего земельного фонда, и результаты, скажу вам, не утешительны. На сегодняшний день плодородные земли практически выродились, а цена на минеральные удобрения возросла до 12–15 тысяч рублей за тонну, что неподъёмно для нашего хозяйства. А ведь ещё два года назад сельхозпредприятиям предоставлялась субсидия на их приобретение в размере двух третей от затраченных средств. Сегодня же, в связи с вступлением России в ВТО, прямая поддержка сельхозпроизводителя со стороны государства запрещена.
Какое может быть настроение, когда недавно нам поступила претензия на возврат части субсидии на производство мяса по итогам 2012 года. Оказывается, после проверки областной контрольно-ревизионной комиссии были выявлены недостатки по соблюдению нами некоторых условий её предоставления. Но если взять, например, требование расширения посевных площадей, то в силу ряда причин, в том числе и вышеперечисленных, нам выгоднее сегодня закупать зерно на корм скоту, так как его себестоимость обходится хозяйству 12–15 рублей за килограмм, тогда как закупка вместе с доставкой составляет 7–8 рублей за килограмм. Вот вам и опять замкнутый круг – есть КЗС, трактора, сеялки, зерноуборочные комбайны и т.д. – нужны люди, что называется с руками и трезвой головой.
– В связи с обнаружением на территории Ельнинского района африканской чумы свиней, ужесточением требований ЕС к мясо-молочной продукции из-за лейкоза, как Вы видите дальнейшее развитие животноводства в вашем хозяйстве?
– К счастью, мы пока не попали в угрожаемую зону эпизоотического очага заражения африканской чумой свиней. Но, если вдруг эта беда придёт в наше хозяйство и будет объявлен карантин, то ситуация с развитием свиноводства практически безысходна.
Кроме того, в настоящий момент сельхозпредприятие находится в довольно трудном финансовом положении, ведь мясокомбинатам намного выгоднее закупать продукцию в крупных агрохолдингах, чем у нас. И хотя свинина, произведённая в нашем хозяйстве, высококачественная, выращенная в естественных условиях, без использования «химии», но её себестоимость дороже, чем в крупных хозяйствах. Поэтому перерабатывающие предприятия предпочитают закупать сырьё у них. При этом, сами хозяева эту продукцию в пищу вряд ли употребляют.
Непонятна ситуация и с разведением крупного рогатого скота. С февраля 2015 года вступает в силу конвенция Евросоюза, и молоко, полученное от коров, заражённых вирусом лейкоза, а также имеющих положительную реакцию на этот вирус, будет запрещено принимать в переработку. Вопрос по приёму мяса пока остаётся открытым.
Опять получается замкнутый круг – для того, чтобы «вычистить» стадо, нет ни времени, ни финансовых возможностей, ни специалистов. Для того, чтобы провести все необходимые мероприятия, необходимо планомерно в течение 5–6 лет вести работу в этом направлении. Опять же, нужны специалисты, которые будут следить за соблюдением всех требований на местах, а главное – новая материально-техническая база.
– Василий Алексеевич, каково Ваше видение дальнейшего развития сельского хозяйства Ельнинского района, есть ли выход у мелкого сельхозпроизводителя?
– В настоящее время на селе сложилась печальная ситуация и будущее нашего сельхозпредприятия довольно туманно. В свете нынешних проблем развития животноводства и растениеводства что-то планировать и загадывать на будущее практически невозможно.
Основу сельского хозяйства нашего района всегда составляло мясо-молочное животноводство. Соответственно хозяйства имели определённые животноводческие помещения и соответствующий набор техники. Однако, в настоящее время поддерживать это направление стало очень тяжело, так как закупочная цена на молоко и мясо остаётся неизменной на протяжении ряда лет, а себестоимость продукции увеличивается из-за стремительного роста цен на электроэнергию, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, запасные части. Соответственно, идёт удорожание кормовой базы для животных. В итоге, доходы от производства не покрывают расходы на него.
При этом, ежегодно происходит увеличение налогового бремени на сельхозпроизводителя.
На сегодняшний день в ТОО «Кузнецовское» работает порядка 25–30 человек, которые в 2013 году произвели товарной продукции на 10,5 миллиона рублей, фонд заработной платы составил 3,5 миллиона рублей, выплачено налогов – 1,4 миллиона рублей. При этом, в качестве субсидий хозяйством за год получено 790 тысяч рублей. Вот и представьте, при нынешних ценах на сельхозпродукцию, где хозяйству брать средства для уплаты налогов?
А ведь все проблемы сельхозпроизводителя упираются, прежде всего, в диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики. Непонятно, почему труд крестьянина в нашем государстве так несправедливо оценивают? Ведь нам в настоящий момент практически невозможно конкурировать с Западом, где сельское хозяйство очень сильно дотируется. У нас же система продвижения продуктов с нивы до стола «заточена» под интересы посредников и крупных агрохолдингов. В настоящее время около 2/3 доходов забирают себе переработчики и торговцы, а на долю сельхозпроизводителя остаётся максимум 25–30%, тогда как на Западе – порядка 50%.
Решающим фактором интенсивного развития сельского хозяйства является и обеспечение его материально-техническими ресурсами. В связи с ежегодным ростом цен на сельскохозяйственную технику, на селе вынуждены использовать физически изношенные и морально устаревшие средства производства, что неизбежно ведёт к росту материальных затрат и себестоимости продукции.
Государственная программа развития сельского хозяйства предусматривает субсидирование долгосрочных кредитов, лизинг сельскохозяйственной техники, приобретение племенных животных. Но в силу выдвигаемых условий их могут получить только передовые хозяйства, имеющие залоговую базу и возможность погашения кредита. Низкорентабельные и убыточные хозяйства, которых в стране большинство, не могут воспользоваться этими льготами.
Что касается нашего района, то основной мерой для поддержки агропромышленного комплекса здесь может стать введение равных условий господдержки для всех форм хозяйствования на селе, отмена связанных условий поддержки с увеличением или сохранением объёмов получаемой продукции, субсидирование фактически произведённой продукции, а также снижение договорных обязательств (целевых индикаторов) для получения субсидии.
Для вывода российского сельского хозяйства из тяжёлого кризиса, по моему мнению, государству надо перестать экономить на крестьянине. И в этом плане нужно рассуждать с тех позиций, что один сельскохозяйственный труженик даёт работу десяти работникам в различных отраслях промышленности. Поэтому надо же когда-то экономике страны отдавать долги крестьянам, нельзя же на них всё ехать и ехать!


Ирина Тарасова.

73337

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы