27 января исполнилось 78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата не праздничная. Скорее, это постоянное напоминание о тех ужасных событиях, через которые были вынуждены пройти жители города Ленинграда. Пока память о тех событиях жива, ничто подобное не должно повториться.
«Непокоренный Ленинград» – так названа литературно-документальная композиция, которая была проведена в школе №3 имени Г.К.Жукова для учащихся пятых и седьмых классов. Целью которой является сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и ее союзники: холод, жажда, голод, блокада, которые длились долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием. В городе в кольце оказалось около трех миллионов человек. Город стал фронтом, а каждый в нем житель – бойцом. С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и сломить дух его жителей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Юрий Воронов в своем стихотворении отмечал:
Вместо супа –
бурда из столярного клея,
Вместо чая –
заварка сосновой хвои,
Это б все ничего,
только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг
не твои.
Только сердце внезапно
сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут
невпопад…
Сердце! Надо стучать,
если даже не можешь.
Не смолкай!
Ведь на наших сердцах –
Ленинград.
Пережив блокаду подростком, поэт позднее написал о ней немало стихов, воссоздающих атмосферу незабываемой зимы 1941-1942 года. Его цепкая память сохранила многие детали страшных дней блокады: скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода, тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и полыхание пожаров.
Как ни странно, в те страшные дни многие вели дневники и сочиняли стихотворения. Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.
«Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы», – напишет впоследствии поэтесса Ольга Берггольц.
18 января была прорвана блокада Ленинграда, образовался коридор шириной 8-11 километров, через который в течение 17 суток были проложены железнодорожные и автомобильные дороги.
Вечером 27 января весь Ленинград содрогнулся от артиллерийского грохота. Стреляли этот раз не немцы – любая ленинградская улица отныне была не опасна при обстреле. Это был салют из 324 орудий в честь освобождения Ленинграда, в честь конца блокады.
Учащиеся познакомились со стихами Ольги Берггольц, Юрия Воронова, узнали много интересного о «дороге жизни» через Ладогу. Сотрудники зачитали отрывки из дневника одиннадцатилетней блокадницы Тани Савичевой. Ребятам были розданы 125-граммовые ломтики хлеба – такова была суточная норма для жителей блокадного Ленинграда.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной плите Пискаревского кладбища:
«Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
Ирина Докина,
директор
МБУК «Ельнинский музей».
Оставить сообщение: