Музыка, идущая от сердца

01:35 14.04.2023
Музыка,  идущая от сердца

В виртуальном концертном зале Ельнинской детской музыкальной школы им. М.И.Глинки 29 марта состоялся творческий вечер в формате музыкальной гостиной «Музыка должна идти от сердца…», посвящённый 150-летию со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Рахманинова.

Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина о праздновании юбилея композитора 2023 год объявлен Годом Рахманинова.
В его биографии переплелись многие исторические события конца XIX века и начала XX столетия.
Сергей Рахманинов был учеником знаменитого Петра Чайковского, не принял Октябрьскую революцию и приобрёл мировую известность как именитый пианист, но никогда не забывал о Родине – прославляя русскую культуру за рубежом, занимался благотворительной деятельностью, помогал СССР в борьбе с врагом в период Великой Отечественной войны, постоянно поддерживал нуждающихся соотечественников.
«Я – русский композитор, – в своё время написал Сергей Рахманинов, – и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
Ведущая мероприятия – преподаватель фортепианного отделения Елена Анисимова, представила собравшимся основные вехи жизненного и творческого пути великого музыканта.
Информационным сопровождением вечера стал документальный видеофильм из серии «Сергей Рахманинов. Великие имена России», где прозвучали отрывки из 2-го и 3-го фортепианных концертов композитора, литургии «Всенощное бдение», а также его знаменитый романс «Сирень».
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в музыкальной дворянской семье в усадьбе Семеново Новгородской губернии. Его отец и дед играли на фортепиано, а мать была ученицей известного педагога Антона Рубинштейна.
Музыкальную одарённость мальчика заметили ещё в детстве – в четыре года он свободно играл на фортепиано в четыре руки со своим дедушкой Аркадием Александровичем.
Особую роль в становлении будущего композитора сыграла бабушка Софья Александровна Бутакова. Будучи женщиной глубоко религиозной, она уделяла самое пристальное внимание духовному развитию внука – часто брала его с собой на службы в новгородские монастыри, где он с особым трепетом слушал монашеское пение и переливчатый колокольный звон.
Образование Сергей Рахманинов получил в Санкт-Петербургской, а затем Московской консерватории по классу фортепиано и композиции. Он был учеником выдающегося педагога Николая Сергеевича Зверева. Его дипломная одноактная опера «Алеко» на либретто В.И. Немировича-Данченко по поэме Александра Пушкина «Цыганы» получила высокую оценку экзаменаторов и была удостоена большой золотой медали.
Здесь Сергей Рахманинов познакомился с Петром Ильичём Чайковским, дружбой с которым очень дорожил. Обратив внимание на талантливого студента, Чайковский предсказал ему великое будущее. Когда Пётр Ильич скончался, потрясённый Рахманинов посвятил его памяти «Элегическое трио».
Большую роль в его жизни сыграла и дружба с Фёдором Шаляпиным.
Определяя стиль Сергея Рахманинова и место его наследия в мировой музыке, исследователи единодушно сходятся во мнении, что он самый русский композитор, а его манеру исполнения сравнивают с непрекращающимися вешними водами.
Музыка Рахманинова необычайно духовно насыщена. Нежная и мечтательная, она рассказывает миру о России, её бескрайних просторах с величественными храмами и неповторимым колокольным звоном.
Елена Станиславовна отметила, что хоровой цикл Сергея Рахманинова «Всенощное бдение» единодушно признан исследователями вершиной русской духовной музыки, достойной стать в один ряд со «Страстями» Иоганна Себастьяна Баха и «Реквиемом» Вольфганга Амадея Моцарта. Сочинение посвящено памяти Степана Васильевича Смоленского – профессора Московской консерватории, исследователя и знатока церковного пения, управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге.
Написанное в 1914 году менее чем за две недели, оно родилось у композитора как молитва о судьбе Родины, которая переживала в тот период времена суровых испытаний – начало первой мировой войны, предвестие революции, тревожные настроения в обществе.
Впервые произведение было исполнено для публики 23 марта 1915 года, а все сборы пошли на нужды раненых.
В конце 1917 года Сергей Васильевич вместе с супругой и двумя дочерьми выехал на гастроли в Швецию и назад в Россию он уже больше не вернулся.

В конце 1918 года Рахманиновы переехали в США и поселились в Нью-Йорке.
В этот период своей жизни Рахманинов много гастролировал как дирижёр и пианист, но расставание с Родиной лишило Сергея Васильевича душевного покоя. Он говорил, что уехав из России, потерял желание сочинять: «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить…».
За годы жизни за границей, а это без малого четверть века, Рахманинов создал всего шесть произведений. В том числе четвертый концерт, «Три русские песни» для хора и оркестра, рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром, третью симфонию, «Симфонические танцы» для оркестра.
Он всегда оставался настоящим патриотом – в семье говорил только на русском языке, поддерживал связь с друзьями в СССР, интересовался событиями в Советском Союзе, собирал советские пластинки, особенно любил слушать русские песни в исполнении Краснознамённого ансамбля.
Гости музыкальной гостиной с искренним восхищением восприняли рассказ Елены Станиславовны, что в годы Великой Отечественной войны Рахманинов неоднократно передавал средства в Фонд обороны СССР через советское посольство. Одно из своих пожертвований он сопроводил словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!».
До окончательной победы Сергей Васильевич, к сожалению, не дожил. Он умер 28 марта 1943 года, за три дня до своего 70-летия. Даже будучи тяжело больным, он просил супругу читать ему сводки с фронта. Узнав о победе советских войск под Сталинградом, Рахманинов тихо прошептал: «Слава Богу!».
В наши дни крупнейшим мировым центром сохранения российского культурного наследия, связанного с Рахманиновым, является Музей-заповедник С.В.Рахманинова «Ивановка» в Тамбовской области.
Вниманию зрителей был представлен небольшой документальный видеофрагмент об этих знаковых для становления композитора местах в сопровождении комментария бессменного директора Музея-заповедника С.В.Рахманинова Александра Ермакова (ушёл из жизни в апреле 2022 года).
В одном из писем к своему другу Мариэтте Шагинян Рахманинов признавался: «Ивановка – старинное имение, которое принадлежит моей жене. Я считаю его своим родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь, давно, когда я ещё был молод, мне так хорошо работалось».
Впервые Ивановку Сергей Рахманинов посетил в 1890 году. На тамбовской земле он сформировался и как личность, и как музыкант. Под впечатлением особого духа этой русской дворянской усадьбы, в течение почти трёх десятилетий он создал здесь более семидесяти произведений. В Ивановке он встретил своё счастье, обвенчавшись с Натальей Сатиной. Здесь появились на свет дочери Рахманинова Ирина и Татьяна.
По мнению Александра Ермакова, полвека своей жизни посвятившего изучению творчества великого музыканта, Ивановка была для Рахманинова его семейным очагом и рабочим кабинетом. Тишина, простор, благодать – этого ему не хватало никогда потом. Вот почему он так тосковал по Ивановке, находясь на чужбине.
В 30-е годы в Швейцарии им была построена вилла «Сенар» (название имения образовано по первым буквам имён Сергея и Натальи Рахманиновых). Он приобрёл этот земельный участок из-за некоторого сходства природного ландшафта с окрестностями дорогой его сердцу русской глубинки.
На вилле он любил нянчиться с внуками, совершать прогулки на лодке, высаживать растения. Особое место в его жизни занимала сирень, которую он пытался выращивать и в Америке, и в Швейцарии.
По свидетельству очевидцев, когда музыканты Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского в один из своих приездов в США решили посетить могилу Сергея Рахманинова на кладбище Кенсико в Нью-Йорке, то отыскать её они смогли благодаря благоуханию цветущей на его могиле сирени.
Исследовательница жизни и творчества композитора В.Зуева называет Рахманинова православным в своём мировоззрении, считая, что он показал миру истинные черты русской души – верность, молитвенность, милосердие и скромность, да и сам стал живым примером такого идеала.
А композитор Георгий Свиридов пророчески написал: «Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку и всегда исполнена вдохновения. Слава и гордость русской музыки С.В.Рахманинов всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства».


Ирина Тарасова./ Фото автора.

72706

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы