Мой район – моя планета

11:42 22.12.2017
Мой район – моя планета

Следует отметить, что программа конференции включала работу по нескольким направлениям: эколого-краеведческие путеводители (или маршруты экологических троп); практическая природоохранная работа; исследовательские работы по изучению животного и растительного мира малой родины; выявление и пути решения экологических проблем своей местности (школы, города, деревни); конкурс видеофильмов.
Члены жюри во главе с ведущим специалистом отдела образования Ольгой Колосковой распределили места с учётом всех заявленных в Положении критериев выступлений.
В номинации «Живой символ малой Родины» победу одержали учащиеся Коноплинского филиала Павловской средней школы (докладчик Данила Осадчий), которые представили видеоряд и исследование на тему «Водоём – живой символ малой Родины. Щитовский пруд».
Над исследованием этого природного комплекса ребята работали три года, руководствуясь принципом – природные ресурсы ограничены и первые шаги по их сохранению нужно делать, начиная со своего дома, улицы, родной деревни. Цель проведённой работы – снизить загрязнение водоёма и сохранить его природный биоценоз. Ими была дана характеристика пруда и качества воды в нём, изучен растительный и животный мир.
Ребята рассказали, что Щитовский пруд находится в д. Пронино, что в 10 км от Ельни, и носит своё название по фамилии создателя – Евгения Леонидовича Щитова, который в 90-е годы XX века построил плотину, чтобы весенние талые воды после паводка не утекали из естественного природного оврага.
В 2015 году, когда, в связи с засушливым летом, уровень воды в нём упал и обнажилось дно водоёма, школьники вместе с педагогами провели его очистку, собрав немало пустых пластиковых бутылок, веток и другого мусора.
В настоящее время жители берут из пруда воду для полива, ловят рыбу. Это излюбленное место отдыха детей и взрослых. Кроме того, Щитовский пруд используется как противопожарный водоём.
В номинации «Эколого-краеведческие путеводители» первое место заняла Коробецкая средняя школа (докладчики – Станислав Бутенков, Виктория Васькина, Ангелина Азаренкова), представившая исследовательскую работу «Школьная экологическая тропа».
С целью защиты растительного и животного мира, на территории своей школы учащиеся создали экологическую тропу протяжённостью 1 км., подготовили паспорт и карту-схему со всеми имеющимися на местности природными объектами.
Экологическая тропа включает в себя четыре стоянки, служащих для проведения экскурсий и исследовательской работы.
На стоянке «Хвойные деревья» школьники изучили поперечные спилы ели, которые содержат немало информации о возрасте дерева, условиях его произрастания.
В школьном лесопарке, заложенном в 1978 году, юные исследователи выяснили на какой почве произрастают определённые растения, их лекарственные свойства, определили виды птиц, обитающих в этом природном комплексе.
В цветочно-декоративном отделе оценили всё разнообразие культур, служащих основой цветочного оформления территории школы.
Пришкольный учебно-опытный участок используется для проведения занятий по технологии, биологии. Здесь дети получают не только теоретические знания, но и учатся их практическому применению.
В номинации «Выявление и пути решения экологических проблем своей местности» победителями стали учащиеся школы № 3 (докладчики – Андрей Гочанян, Мария Зубкова, Евгений Роговенко), проделавшие большую исследовательскую работу на тему: «Проблемы экологичности жилья на примере жилых зданий г. Ельни».
Школьники подробно изучили, как строительные материалы влияют на здоровье человека и какую экологическую опасность для среды обитания людей несут незавершённые строительством здания.
Ребята выяснили, что наиболее экологически чистым материалом для строительства жилых домов является древесина, а по энергоэффективности ей не уступает керамический и силикатный кирпич.
По мнению юных экологов, незавершённые строительством и заброшенные здания «отнимают» городскую территорию, могут являться источником распространения инфекции, создают угрозу пожаробезопасности. Ими рекомендованы такие пути решения данной экологической проблемы, как ограждение, реставрация опасных сооружений, снос, выставка на продажу для дальнейшего использования.
Школьники планируют создать специальную карту города Ельни с наиболее экологически опасными постройками.
Учащиеся школы № 1 имени М.И.Глинки Алексей Поляков и Александр Щербачёв представили исследование о влиянии моющих средств на окружающую среду (номинация «Практическая природоохранная деятельность»). На основе практических опытов ребята пришли к выводу, что синтетические моющие средства известных марок, в состав которых входят вредные химические вещества, оказывают негативное воздействие на живые организмы и наносят вред окружающей среде. По их мнению, чтобы исправить ситуацию нужно не допускать попадания канализационных стоков в водоёмы. Так, попавшие в воду фосфаты приводят к бурному росту сине-зелёных водорослей, при разложении толщи которых выделяется метан, сероводород, которые пагубно сказываются на живых организмах. А, к примеру, поверхностно-активные вещества (ПАВ), образуют на поверхности воды непроницаемую плёнку, затрудняя теплообмен водоёма и атмосферы, что губит фауну и фору, ухудшает качество питьевой воды.
По мнению юных исследователей, решить эту проблему можно применяя бесфосфатные моющие средства, но, к сожалению, российский рынок ещё не насыщен экологически безопасными товарами, что делает их стоимость довольно высокой.
В номинации «Видеофильм» победила школа № 2 имени К.И. Ракутина с лентой «Осторожно – батарейка!» (автор – Кирилл Сафронов). Ребята наглядно показали какой вред наносят живой природе выброшенные вместе с бытовым мусором батарейки, содержащие тяжёлые металлы. А чтобы не навредить окружающей среде, эти источники вредных веществ должны быть утилизированы с помощью специальных технологий.
Свой видеофильм природоохранной тематики «Маленькие батарейки – большой вред экологии» представили школьники из Ивано-Гудина – Ольга Маркова, Георгий Степанов, Екатерина Мадурова, Арина Афонина, Максим Емельянов.
О деятельности школьного лесничества рассказали в своём видеофильме «Есть друзья у школьных ёлок» учащиеся школы № 2 имени К.И.Ракутина Ярослав Шамшин и Илья Верховцев.
Не менее серьёзные исследования были проведены учащимися Высоковского филиала Коробецкой средней школы (докладчик Софья Моисеенкова), которые подробно изучили роль зелёных насаждений на территории своей школы.
По мнению ребят, эти растения выполняют не только эстетическую функцию, но и имеют большое оздоровительное значение, уменьшают содержание в атмосфере вредных газов, пыли, снижают шум, выделяют фитонциды – особые вещества убивающие вредные бактерии.
Они подсчитали количество деревьев на пришкольной территории и выяснили, что произрастающие там 218 деревьев способны обеспечить кислородом 654 человека. Если исходить из научных данных, что за один час такое количество деревьев поглощает 8 литров углекислого газа, а за сутки – 56,4 л., то весь углекислый газ, образующийся при дыхании 21 члена школьного коллектива (5,4 л. за шесть часов) полностью поглощается зелёными насаждениями.
Кроме того, произрастающие возле школы тополь и липа являются замечательными пылеуловителями. Берёзы, которых здесь 126, хорошо поглощают свинец.
Проведя своё исследование, дети пришли к выводу, что, благодаря зелёным насаждениям, воздух вокруг их школы чист в любое время года, а учащиеся редко болеют инфекционными заболеваниями, т.к. растения своими фитонцидами убивают различные болезнетворные бактерии.
Немало интересного об удивительном растении – царёвой траве –рассказали павловские школьники (докладчик Виктория Лазарева) в своей работе «Живой символ малой Родины. Петров крест».
Как оказалось, они вот уже тринадцать лет изучают экологию и биологию этого безхлорофиллового растения, которое паразитирует на корнях хвойных деревьев и растёт буквально в ста метрах от здания Павловской средней школы.
Ребята рассказали, что его подземные корневища расположены под прямым углом друг к другу, напоминая крест. С помощью специальных присосок они прикрепляются к корням дерева-хозяина. Наземная часть побегов появляется ранней весной, во время сокодвижения, а затем отмирает.
Десять месяцев в году царёва трава, или как её ещё называют – потаённица, невидима человеческому глазу, отсюда и применение её корня в магии и колдовстве. Цветущие части этого растения используются в лекарственных целях.
Учащиеся школы № 2 имени К.И.Ракутина в номинации «Экологические путеводители» представили свою работу на тему «Исток Десны» (докладчик Регина Митракова).
Юные экологи рассказали, что прокладка эколого-туристического маршрута «Ельня – исток Десны» является продолжением давно проводимой работы, начатой учащимися школы ещё в 2003 году, совместно с руководством Ельнинского лесничества.
За эти годы школьниками выполнены работы по очистке и благоустройству памятной стелы, асфальтированной дорожки и беседки, расположенной у этого знакового места. Детьми обозначена проблема ремонта кровли беседки, решить которую им оказалось не под силу.
Как сообщили ребята, в настоящее время готовится школьный проект «Туристический маршрут «Ельня – исток Десны». Уже проведено пять экологических экспедиций по изучению растительности у истока Десны, вдоль тропы и до деревни Ярославль.
Юные экскурсоводы могут многое рассказать об экологии гвардейского края. Первыми туристами стали участники пионерского слёта из Москвы, Кричева, из Семлёва Вяземского района.
Недавно школьники провели экологическую вылазку к истоку Угры, где убрали заросли крапивы и сухой кустарник.
В этой же номинации доклад на тему «Здравствуй, речка Десна» представили учащиеся школы № 1 имени М.И.Глинки (докладчик Мария Ковалёва). Их наблюдения проводились в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года.
Целью данного проекта стало углубление знаний о природе родного края, развитие знаний и умений в отношении изучения природы.
Ознакомившись с историей родного края, культурно-хозяйственным значением и экологией реки Десны, ребята пришли к выводу, что для сохранения её природного комплекса необходимо снизить коммунально-бытовую нагрузку, регулярно проводить мониторинг водоохраной зоны вдоль береговой линии, не допускать вырубки прибрежных лесов.
Интересная и полезная работа была проведена учащимися школы № 1 имени М.И.Глинки и в номинации «Выявление и пути решения экологических проблем своей местности» на тему «Переработка мусора» (докладчики – Кристина Козлова и Валерия Мищенкова).
По их мнению, несанкционированные свалки в виде огромных куч мусора, который местные жители вывозят в ближайший лес, оказывают отрицательное влияние на окружающую природу, состояние почвы, воздуха, поверхностных и подземных вод, разрушают сложившиеся связи в устойчивой экосистеме. Увеличение количества мусора влияет и на ухудшение здоровья населения в Ельнинском районе.
В ходе исследования ребята разделились на группы: гидрологи изучили состав водных источников, социологи – проанализировали состояние здоровья населения, составили паспорта отходов, сосчитали мусорные свалки вокруг города (по данным школьников, их десять).

Юные исследователи, опираясь на данные, что ежегодно один человек выбрасывает 10 кг мусора, сделали вывод, что при таких темпах, учитывая численность населения Земли, через десять лет эти бытовые отходы покроют планету слоем в пять метров. Поэтому для сохранения биосферы остро необходимо строительство мусороперерабатывающих заводов.
Не менее интересную работу проделали и учащиеся Фенинского филиала Павловской школы, проведя исследование на тему «Выявление и пути решения проблем деревни Фенино Ельнинского района» (докладчики – Данила Верховинин и Полина Ивенкова).
По мнению ребят, мы не можем жить, безоглядно веря в неисчерпаемость природных ресурсов, по принципу – на наш век хватит. Поэтому они решили привлечь внимание к экологическим проблемам своей деревни, раскрыть проблему загрязнения природной среды Фенина и проследить возможные пути её решения.
Проведя опрос жителей, дети пришли к выводу, что за последнее время среди сельчан возросло количество людей с аллергическими заболеваниями. И основной причиной этого являются мусорные свалки, расположенные практически около каждого домовладения. Из общего количества, 98% населения отметили эту проблему как № 1.
Ребята уверены, для решения этой проблемы необходимо организовать централизованный сбор и вывоз бытового мусора на специальный полигон. А пока сельским жителям следует соблюдать такие рекомендации, как сбор мусора в плотно закрывающийся мешок, который нужно выбрасывать в специально отведённое место, ненужным вещам необходимо находить достойное применение, чтобы дать им так называемую вторую жизнь.
– Мы – частица живой природы – звучит очень ёмко, – обратилась к юным экологам старший инспектор Департамента Смоленской области по природным ресурсам Алла Сергукова. – Проблема экологии на нашей планете очень остра, её общественное значение трудно переоценить. Нужно найти способы решения данной проблемы и в Ельнинском районе, показать её адресность, изученность..
По мнению Аллы Ивановны, Ельнинский район уникален: через его территорию проходит водораздел Днепра и Волги, здесь берёт начало приток Волги – река Угра, и приток Днепра – река Десна, расположен ландшафтный памятник природы – берёзовая роща и водохранилище Казаринка.
– В мои функции как инспектора входит государственный экологический контроль за выполнением требований природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, – пояснила Алла Сергукова. – Главная экологическая проблема Ельнинского района – образование несанкционированных свалок, которые появляются из-за того, что не все предприятия, ведущие хозяйственную деятельность, добросовестно заключают договора со специализированными организациями на сбор и вывоз мусора. В соответствии с законом, я осуществляю контроль за наличием этих документов, чтобы исключить презумпцию экологической опасности. В 2017 году к ответственности привлечены 18 субъектов, оштрафованные на сумму 350 тыс. рублей.
Алла Ивановна уверена – мероприятия по экологическому воспитанию и образованию очень важны для того, чтобы осознанное, экологическое правильное поведение стало нормой для всех детей и взрослых.
В завершение мероприятия состоялся небольшой концерт с участием хореографических ансамблей «Юность» (руководитель Вероника Ворошилова), «Грация» (педагог Вероника Ворошилова), Анастасии Калининой, Виктории Костенко, Таисии Савиновой, Екатерины Ли.


Ирина Тарасова.
/Фото автора.

74317

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы