Главная хозяйка Музея-усадьбы М.И.Глинки Татьяна Чибисова радушно встречала дорогих гостей из Ельни, Смоленска, Москвы у действующей родовой церкви Глинок. Среди них были Глава района Н.Д.Мищенков, известная исследовательница наследия Станчинского Н.В.Деверилина, председатель регионального отделения Союза композиторов РФ Н.Е.Писаренко, депутат Смоленской областной Думы А.В.Андреенкова, преподаватели Смоленского института искусств и пианистка с мировым именем, неподражаемая Ольга Валерьевна Соловьёва, лауреат многих российских и международных конкурсов.
Все отправились на родовое кладбище Глинок, что расположено возле храма. Проходя мимо него, гости обратили внимание на то, что фасад здания находится в неприглядном виде. Церковь, кстати, освящена в 1786 году. Верится, что Смоленская епархия проявит заботу о своём духовном учреждении, где был крещён М.И. Глинка и которое он постоянно посещал. Ведь в гости к Михаилу Ивановичу приезжают люди со всех концов мира.
Узкая тропинка, заботливо расчищенная от снега, словно река времени привела участников юбилейного торжества к дорогим могилам. Здесь покоятся родители Михаила Глинки, а рядом с ними 29 сентября (по старому стилю) 1914 года похоронен Алексей Станчинский, гениально одарённый музыкант, который предвосхитил музыку будущего. Надгробие создано благодаря предпринимателю из г. Сафоново Елизавете Малик. И вот на мраморную плиту легли живые цветы. И все мысли присутствующих были обращены к далёкому прошлому.
Наверное, это символично, что Алексей Владимирович нашёл своё последнее пристанище возле отца и матери Михаила Глинки. И по Божьему велению Иван Николаевич и Евгения Андреевна тем самым как бы усыновили рано ушедшего из жизни «жаворонка русской музыки» Алексея Станчинского. Кстати, первенца супругов Глинок тоже звали Алексеем, он умер во младенчестве. Одновременно почему-то думается, что духовным отцом Станчинского в музыке стал Михаил Иванович. Станчинский вслед за Глинкой поднял на более высокий уровень развитие русской полифонии.
Потом все охотно двинулись в сторону Дома-музея. Март нынче был больше похож на февраль. Дул холодный ветер. И все радостно вздохнули, когда нас окутала теплом его уютная гостиная.
Вступительное слово произнесла заведующая Музеем-усадьбой Т.М.Чибисова. Начала Татьяна Михайловна с выразительного чтения стихов, принадлежащих перу А.Станчинского, светлых и чистых по содержанию. А далее мы услышали из её уст небольшой рассказ о творческой судьбе композитора.
Миссия Станчинского, как и миссия Лермонтова (оба почти в одном возрасте ушли из жизни) – одна из глубочайших загадок русской культуры. Ведь они так и не смогли до конца выполнить возложенное на них высокое предназначение. Хотя с самых ранних лет их преследовало неотступное чувство собственного избранничества; раннее развитие раскаленного воображения и проникновенного ума; невероятная стихийность чувств самой высокой пробы; глубокая религиозность натуры; высшая степень художественной одарённости при громадной взыскательности к себе. Наследие А.Станчинского крайне нуждается в дальнейшем исследовании.
Выдающуюся роль в пропаганде музыки А.Станчинского сыграли такие известные исследователи, как Ирина Сергеевна Лопатина (я был лично знаком с ней, долго состоял в переписке и знаю, как трепетно она относилась ко всему, что касалось его жизни и творчества), Александр Маркович Малкус, Валентин Сергеевич Матвеев-Вентцель, Надежда Владимировна Деверилина и Александр Фёдорович Маслов.
Благодаря им и другим почитателям его таланта музыка Алексея Владимировича Станчинского нынче весьма популярна на Западе, стали выходить его монографии в США и Англии.
О чём и не преминула поведать в своём выступлении Т.М.Чибисова.
Подвижники на ниве культуры востребованы и в XXI веке. Н.В.Деверилина с удовольствием вручила в этот день Т.М.Чибисовой Благодарственное письмо Департамента Смоленской области по культуре за большой вклад в музыкальное образование населения.
О тех, кто самоотверженно борется за достижение высоких целей в искусстве, вдохновенно говорила и заместитель директора областного Музея-заповедника Т.В.Орлова.
Добрым словом помянула в своём докладе Т.М.Чибисова Тамару Кузьминичну Королёву и её супруга Александра Илларионовича Швайкина, стоявших у истоков возрождения «усадьбы духа на русском пригорке в «земном раю».
Как убеждена Т.М.Чибисова, не случайно великий музыкальный педагог С.Танеев откровенно ставил Станчинского первым среди своих выдающихся учеников: Скрябина, Рахманинова, Прокофьева.
Очень многое роднит в творчестве Глинку и Станчинского. В их общей музыкальной палитре много родниковой свежести эмоций, поиска ускользающей гармонии и ирреальности образов. Оба они заглянули в такие глубины мирового духа, что не выразить и словами. Между Богом и миром распяты их души, вмещая в себе и в музыке две эти бездны через немыслимые страдания.
Выдающийся философ Серебряного века С.Л.Франк утверждал, что тот, кто изживал в поисках истины предельным напряжением души метафизическое зло в себе, что зарождается из несказанной бездны, которая лежит как бы как раз на пороге между Богом и «не-Богом», тому открывается своеобразный доступ к блаженной глубине подлинной (живой) реальности. Музыкально чувствовать – значит не знать объединённости Бога и мира. Не случайно Станчинского мучили необычайные по силе воздействия видения и вечные вопросы, что есть Добро и Зло и т.п. Загадочна и ранняя смерть юного композитора, который был найден бездыханным на берегу ельнинской речки Стряны. По словам очевидцев, Алексей сказал им, что он идёт в белые берега Богу молиться.
Кульминацией встречи стало исполнение на рояле пианисткой Ольгой Соловьёвой произведений юбиляра. Достойно вёл концертную программу руководитель музыкального общества им. Б.Чайковского из Москвы Игорь Прохоров.
Вместе с Ольгой Валерьевной мы все заглянули в музыкальные бездны маэстро Станчинского. Сфера полифонического звучания, прежде всего, отражает состояние духа человека. В его сонатах, прелюдиях, эскизах и песнях без слов сполна воплотилась потаённая душа юного композитора, насыщенная трагическими мотивами скитальчества и божественного одиночества, поисками вечного идеала. Дух «чистой» музыки характерен для Станчинского и Глинки.
Убеждён, Ольга Соловьёва как музыкант-исполнитель, обладает редкой способностью наделять любое сочинение индивидуальным очарованием, потому что она владеет собственной концепцией воплощения музыки. Для неё жить музыкально – это молиться всему. Записать творения композиторов Серебряного века на диск – в её планах и ей под силу.
Как пианистка, Ольга Валерьевна – настоящий виртуоз, и очень трудные фортепианные пассажи легко выходили из-под её чутких пальцев, которые неутомимо порхали над клавишами, будто прелестные бабочки в райском саду, что и позволило ей до конца раскрыть романтические интонации. Музыка отражалась бурей эмоций на лице молодой пианистки, сканируя её внутреннее душевное состояние, которое, в свою очередь, передавалось слушателям. Они ни на секунду не выходили вместе с исполнительницей из музыкального пространства, образованного волшебной музыкой Станчинского; фигуры сидящих в зале во время игры оставались неподвижными, а глаза были полуприкрыты.
Время от времени Ольга Соловьёва низко наклонялась над клавишами, как бы кому-то кланяясь. Кому – было ясно без слов. Напротив неё висели портреты Глинки и Станчинского. Может показалось, а может и нет, что стоявшее в гостиной старое пианино фирмы «Беккер», подаренное музею племянницей А.Станчинского, за которым тот когда-то сочинял музыку, вдруг ожило и отозвалось чистой октавой на соблазнительную игру замечательной пианистки.
Когда рояль умолк и Ольга Валерьевна изящно раскланялась, восторженные слушатели дружно принялись выражать свою любовь в цветах и сердечных признаниях.
– Спасибо за неописуемо восхитительную игру. Как удивительно хорошо, что Ельнинская земля дала миру таких гениев, как Михаил Глинка и Алексей Станчинский, которые питают души потомков неиссякаемой энергией любви к Родине, малой и большой. Не посмеем же забывать великих людей, чьё наследие является золотым фондом для всего народа и для каждого человека в отдельности, востребованным всегда и везде, – выразил общее мнение Глава района Н.Д.Мищенков.
В свою очередь, Ольга Соловьёва поблагодарила за благожелательный приём и сказала следующее: «Насколько это потрясающая музыка Станчинского, которая захватывает просто целиком тебя».
В конце замечательного вечера умиротворённая публика с удовольствием ознакомилась с фотовыставкой «Забытый гений». Экскурсию интересно и душевно провела научный сотрудник З.М.Перепелкина.
Мероприятие посетили правнук и правнучка композитора, брат и сестра Александр Васильевич Зуй и Людмила Васильевна Филиппова, которые были в восторге от всего.
ъ
Александр Васильевич выразил сожаление, что в гостиной не было ельнинской молодёжи. Вот его сыновья, Дмитрий и Семён, ещё учатся в школе, но неплохо знакомы с жизнью и творчеством своего знаменитого прапрадедушки. А, к примеру, Дмитрий, когда несколько лет назад впервые получал паспорт, то взял себе другую фамилию – Станчинский, чтобы не прерывалась живая связь поколений и в этом.
– Мне бы очень хотелось увидеть в следующий раз на подобных мероприятиях учащихся и преподавателей нашей знаменитой детской музыкальной школы имени Михаила Глинки, чтобы они смогли приобщиться к великой музыке умом и сердцем, – высказала искреннее пожелание депутат Смоленской областной Думы Анна Андреенкова, восхищённая талантливой игрой Ольги Соловьёвой.
«Главное, что я могу сделать для человечества – это мой талант и моя музыка», – так высказался о себе когда-то Алексей Станчинский.
Пусть же это искреннее признание станет путеводной звездой для каждого из нас.
Михаил Козлов.
/Фото автора.
Оставить сообщение: