«Мать Тереза» деревни Киселёвки

01:48 18.03.2022
«Мать Тереза»  деревни Киселёвки

«…Кто светел, тот и свят»
Б. Гребенщиков.
Из нас не вырвать те встречи, тех людей, которые прикоснулись к нашей душе и оставили там отпечаток. Следы на теле затягивает время. А след в душе? ... Мы так и ходим с этим до конца жизни, клеймёные, с душой полной отпечатков. И каждый дорог по-своему. Послевкусие встреч...
Наталья Л.матрёна сергеевна

Нет, товарищи и друзья, это не та Киселёвка, что на Киселёвке в городе Смоленске. То есть, попросту, это не район города Смоленска, но деревня Починковского района Смоленской области. Деревня по-своему уникальная, как и многие уникальные деревни, которые навсегда сошли с лица российской глубинки. Теперь в ней постоянно живут полторы старухи, Любка-Блиниха и Алик-тракторист, который жил-жил, да так никогда и не женился. Ещё среднеазиатские «фермеры» кое-где растопырили свои теплицы, польстившись на брошенные просторы российских земель.
А ведь было время, здесь стояла процветающая ферма, и сотня крестьянских дворов вольно умещалась вдоль речки Хмары. Тогда деревня славилась на всю округу выдающимися личностями. Был в ней Колька-Кайстрик, прошедший войну, получивший свою кличку за частую похвальбу, что он двоюродный брат самого Фиделя Кастро. Была семья Помидоров, ходили с красными лицами, а старшей у них была боевая тётка Валька-Петух, Огурец – он любил закусывать солёными огурцами, Костя-архитектор. Тот появился позже, сам был скульптор, жена его была архитектором. Петя-Чек по фамилии Захаров, окрестили за то, что любил во всём порядок и расчёт.
Но самой неординарной личностью являлся Витя-Жим. Мужчина крупный, деревенской жилистости и выносливости, руки-лопаты, за что и прозвали Жим. Возраста увесистого, но не критичного, нрава кроткого, любитель поговорить и порассуждать, как все «башковитые» мужики на деревне, мог и подтрунить над собой. Он сам себя, да и все в округе, прозывали «Мать-Тереза», в честь одной европейской дамы, что отдала всю себя без какого-либо остатка на благотворительную деятельность. Наш Витя-Жим тоже был невозможным альтруистом и бессребреником, хоть и отсидел лет 12 по «мокрому делу». Мы-то знаем, что он взял на себя убийство, которого не совершал. Решил, что ему, тогда одинокому и бездетному, это будет сподручней, чем тому, кто был кормильцем семьи. Все бабки на селе были под его неутомимым крылом, сеял-пахал за малую толику натуры – поле под картошку за день вспахивал за обильно накрытый стол и бутылку «крепкой» с собой. А как он пересказывал известную сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», вкладывая в уста рыбки невообразимо заковыристый мат. Золотая рыбка виртуозно посылала старика-рыбака далеко-далеко, чтобы его образумить.
Конечно, был он не без слабости – никто и никогда не видел его трезвым. Бывало, с утра идёт в гости по всем соседям: «Витя, ты уже выпил?», «А как же!» – даже с обидой на недоверие и с гордостью за нерушимость традиции говорил Витя. Только один раз в жизни его видели трезвым – в день похорон его матери, бабки Матрёны, низенькой пожухлой старушки. Сидел за поминальным столом чисто-начисто умытым, выбритым, с сияющей подстриженной макушкой, с растопыренными по-детски лопоухими ушами и круглыми глазами-озёрами ребёнка, который потерял мать. Женщины затянули положенную ритуалом песню. И скорбные слова в ней, и их тоненькие голоса резали душу, как острым ножом. Витя плакал, не вытирая слёз, с широко открытыми глазами. Потому что в это время он опять был маленьким, беззащитным, и у него только что отняли маму. С этого дня он таких изысков, как трезвость, себе не позволял, во хмелю стал очень сентиментальным и часто пускал слезу, больше без повода, так, из жалости к самому себе.
Была у Вити-Жима и своя «Дульсинея» из соседнего райцентра – русская красавица Алёна, ему под стать. Сильная женщина, виртуоз кулинарии, роскошная во всех отношениях, особенно в ширину. Пожалуй, не во всякую дверь и войдет, да и то сказать, ведь работала поваром в столовой. Знала толк в готовке, а в еде и подавно. Отношения были чуткие до язвительности, порой можно было писать с них анекдоты.
Да вот беда, стал Витя слепнуть, сначала на один глаз, а затем на оба. Жизнь без красок, а денег нет. Помогли друзья – Костя-архитектор и его супруга, оплатили операцию по замене хрусталика. Поставили на очередь в клинику Фёдорова, а когда та подошла, привезли хворающего к себе в квартиру и поселили вместе с дорогой Алёной, окружив чутким участием. «Принимали меня как Брежнева», – шутил потом виновник. Когда после удачной операции заинтересованные лица устремились в больницу навстречу светлому взгляду оперированного, возникли неожиданные препятствия в лице крепко любимой Алёны. Она, как женщина глубоко деревенская, наотрез отказалась переходить проспект Гагарина, пока в пределах её видимости будет хоть один автомобиль. Вцепилась в рукав провожатого, и как её ни уговаривали и ни побуждали активным физическим воздействием, сопротивлялась, проявляя при этом большую силу, несвойственную её возрасту и комплекции. К счастью, время было не пиковое, дорога наконец преодолена, любимый рядом. Когда Витя-Жим извернулся и углядел что-то в уголке отклеившейся повязки на глазу, он таинственно, ласково и озорно произнёс: «А я тебя вижу…»
Наш «Мать-Тереза» умер в одно мгновение, счастливым и полным ожидания операции на втором глазу, в своём доме в посёлке Киселёвка. Переборщил, товарищи, с «чифирём», который привык принимать в местах не столь отдалённых. Вот сердечко и не выдержало. Был достойно оплакан и похоронен на местном кладбище, куда по причине лютой зимы оказался доставлен вручную, то есть домовину толкали по снегу его верные друзья.
Это всё маленькие, но великие люди, красивые в своей исключительности и значимые для моей жизни. Потому, это и есть красота настоящая. Место достопамятно ещё и тем, что здесь родился, жил и упокоен на том же кладбище известный поэт, ученик Твардовского и наш современник, Виктор Смирнов. А через дом от него проживал ещё один поэт, рангом пониже, Александр Бугаёв, исписавший стихотворными табличками все косогоры. Так что, уважаемые дамы и господа, деревня вполне уникальная, хоть и рядовая.


Наталья Куликова,
член Союза журналистов России, член Союза архитекторов России, лауреат международного
литературного конкурса
им. М.В.Исаковского 2021 года.

79804

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы