Кто тушит пожар керосином?

03:00 24.02.2015
Кто тушит пожар керосином?

Список российских сайтов вакансий уже не первый год возглавляют рабочие профессии. Стране нужны опытные слесари, каменщики, электрики, сварщики, фрезеровщики, механизаторы широкого профиля. Но даже в период острой безработицы предложение всегда превышало спрос. Сейчас на одно рабочее место претендуют всего 0,6 человека. И это печальный итог нашей безалаберной политики.
Это раньше про рабочий класс снимали кино, писали книги, слагали песни. Вся страна пела про рябинушку со словами: “Справа кудри токаря, слева – кузнеца”. Сегодня ни кудрей, ни слесарей. Авторитет рабочих профессий упал до нуля. Еще крутятся токарные станки, дымят мартеновские печи и тарахтят комбайны в поле, но тех, кто их обслуживает, будто и не существует вовсе. Время родило новых героев. Сегодня каждый и без запинки ответит, какую яхту и за сколько купил Роман Абрамович, куда вложил деньги Алишер Усманов, какой стиль в одежде предпочитает Ксения Собчак, какую по счету свадьбу сыграла Лолита. Но просиди у телевизора хоть месяц кряду, вряд ли даже мельком засветится лицо рабочего или кормильца-землепашца.
Быть рабочим сегодня не просто не модно, а даже постыдно. О крестьянах и говорить не приходится – одно слово “деревня”. Поэтому и городская молодежь, и “беженцы” из села предпочитают устраиваться охранниками, сторожами, курьерами, рекламными агентами. А их рабочие места занимают приезжие из ближнего и дальнего зарубежья. Строят турки, автобусы водят таджики или жители Незалежной, за автомобильным конвеером стоят немцы или французы, наших поваров вытесняют с ресторанных кухонь японцы, китайцы, итальянцы. Еще немного – и отечественного квалифицированного рабочего, а также крестьянина можно будет заносить в Красную книгу как редкий и исчезающий экземпляр.
Однако причина не только в падении авторитета рабочей профессии – это дело поправимое. Беда в другом: некому стало готовить рабочие кадры. Государство нуждается в рабочей силе, но при этом активно избавляется от профтехучилищ, которые раньше и ковали кадры. В 1993 году в стране было 1,7 млн. учащихся ПТУ и техникумов, сейчас их чуть более 700 тыс. (с учетом тех, кто учится в лицеях и колледжах). За последние годы в регионах закрыли 80% училищ начального и среднего профессионального образования. Учебные корпуса передали коммерсантам, техническую базу просто разорили. Не хватает рабочих рук, создаются новые рабочие места, но учиться профессии негде, не у кого и не на что. Дело в том, что профтехучилища переведены на баланс регионов, а в местной казне, как водится, денег кот наплакал, и никто не соглашается взваливать на себя такую ношу.
Больнее всего это ударило по селу. Для сельских подростков ПТУ всегда был вторым домом. Низкий материальный достаток в семье часто и определял выбор подростков: в профтехучилищах давали не только специальность, но и крышу над головой, поили-кормили, одевали, организовывали летний отдых. В городе до 80% учащихся ПТУ были из неблагополучных или малообеспеченных семей. Большинство сироты или из неполных семей. Для них ПТУ становилось хорошим пристанищем, давало специальность. Сегодня с распадом этой системы подростки стали активно пополнять ряды воришек, бродяжек, наркоманов. По данным ЮНЕСКО, по окончании 8-9-х классов ничем не занимаются более 2,5 млн. российских подростков.
Эта проблема известна и много раз поднималась на различных уровнях. И вот совсем недавно, в самом конце 2014 года, Министерство образования и науки РФ предложило свой вариант ее решения. Рабочие кадры будут готовить не 3 года, как раньше, а всего 10 месяцев. Предполагается, что за такой срок подросток легко овладеет рабочей специальностью требуемого нынче уровня. Скорее всего, уровень будет примерно таким: бери больше – кидай дальше. Похоже, что Минобрнауки решило тушить пожар керосином. И для этого вообще ликвидировать 150 рабочих специальностей! Не будут учить на парикмахеров, фотографов, часовщиков, архивариусов, сборщиков, проходчиков и т.д. Инициативу уже обсудили депутаты Госдумы, но реакция была неоднозначной.
– А кто обеспечит импортозамещение и продуктовую безопасность страны? Специалисты по пиару и маркетологи?! – возмутился первый заместитель думского Комитета по образованию Владимир Бурматов.
И вправду – кто? За последние годы число механизаторов снизилось более чем вдвое, животноводов – втрое! Каждый пятый работающий механизатор – пенсионер, каждая пятая доярка давно на заслуженном отдыхе. Как при таком кадровом раскладе можно решать задачу по импортозамещению продовольствия и успешно развивать отечественный АПК!
Были при обсуждении и более острые оценки. Возможно, изменения в профтехобразовании действительно нужны, некоторые специальности в самом деле нужно сократить: жизнь меняется. Какие-то профессии можно получить через программы подготовки на предприятиях, но чтобы рубить под корень 70% рабочих профессий!
– Это целенаправленное уничтожение системы профтехобразования, – заявил зампред экспертного совета думского Комитета по труду Андрей Разин. – Такое впечатление, что это провокация Запада, а работники Мин-обрнауки получают двойные зарплаты – там и тут!
Спор был горячим, но по сути ничем пока не закончился. Однако выводы все же обнадеживают: нельзя проводить столь массовое сокращение без предварительного обсуждения с представителями производства и профсоюзов. А пока идут споры, рост числа вакансий на селе достиг 50%. А впереди – весна.


Ольга АКУЛОВА.

* Газета “Сельская жизнь”, №1-2 за 15-21 января 2015 г.

Комментарии

В.А.Ефремов – ветеран педагогического труда, девятнадцать лет руководил Ельнинским сельскохозяйственным техникумом:

«В последние десятилетия в профобразовании России произошли существенные изменения, что позволило, с одной стороны, решить многие острые проблемы учебных заведений, а с другой стороны, выявило целый ряд противоречий.
Считаю, что реорганизационные мероприятия, когда на базе Ельнинского техникума (среднее профобразование) произошло объединение с профучилищем (начальное профобразование), только ухудшили подготовку специалистов. Во-первых, такая перестройка в трудовом коллективе всегда связана с большими материальными затратами и требует довольно продолжительного периода времени для решения целого ряда организационных задач. Во-вторых, высокое качество образования – это, прежде всего, современное содержание, учебно-материальная и дидактическая база, а также качество кадрового потенциала учебного заведения. В реальности же материально-техническая база осталась на том же уровне, а для её модернизации требуются довольно серьёзные финансовые средства, которыми в настоящее время наш техникум не располагает.
Не согласен я и с предложениями о прекращении обучения по целому ряду профессий и о сокращении срока профобразования учащихся до десяти месяцев. Сразу напрашивается вопрос – зачем тогда была реорганизация начального профобразования, ведь в своё время на этой базе были организованы, для желающих быстро пройти обучение, шести- и девятимесячные курсы профподготовки по тем или иным специальностям. В современных же условиях весьма велик спрос на высококвалифицированных рабочих, а также рабочих со средним специальным профобразованием. Поэтому одним из ключевых направлений здесь должна быть возможность получения полного общего образования в учреждениях начального и среднего профобразования.
Ранее высокий уровень подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в большой степени обеспечивался за счёт того, что за Ельнинским техникумом были закреплены определённые предприятия, в том числе передовые колхозы и совхозы, где учащиеся под контролем опытных специалистов проходили производственную практику, знакомились с современными методами хозяйствования. Сейчас же сложилась тенденция, когда ученик сам находит себе место прохождения практики. Считаю, что это недопустимо. Ведь, если взять Ельнинский район, то нашим будущим специалистам зачастую просто негде эту практику проходить. А ведь именно в период практических занятий непосредственно на производстве специалист среднего звена приобретает все необходимые ему в дальнейшей работе навыки и умения.
Думаю, для того, чтобы сегодня техникум мог вернуться к подготовке сельскохозяйственных кадров, государству необходимо сделать упор на развитие самой сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства, и параллельно вести подготовку специалистов начального и среднего профобразования в рамках потребности развивающейся отрасли. В противном случае, учитывая сложившуюся ситуацию в сельском хозяйстве Смоленщины, в настоящий момент я не вижу целесообразности подготовки таких кадров.

В.А.Ходин – руководитель ТОО «Кузнецовское», около двадцати лет является председателем государственной аттестационной комиссии Ельнинского сельскохозяйственного техникума:

«К огромному сожалению, уже не одно десятилетие в России, в связи с развалом коллективных хозяйств и полным уничтожением материально-технической базы села, государством практически утерян контроль за развитием сельскохозяйственной отрасли, разрушена система профориентации в сельских школах, не ведётся подготовка специалистов среднего звена, востребованных сельхозпредприятиями. Всё это привело к тому, что в настоящее время на селе трудятся в основном те люди, которые всю свою жизнь посвятили сельскому хозяйству и уже вышли на пенсию, либо находятся в предпенсионном возрасте.
Поэтому, я считаю, что для подготовки молодых сельскохозяйственных кадров нужно создать специальные учебные заведения по примеру соседней Белоруссии, где система профобразования, ориентированная на село, полностью сохранена, а её материально-техническая база регулярно обновляется по мере выпуска новых образцов сельхозтехники. Для этого в российскую систему проф-образования необходимо направить существенные финансовые средства. К сожалению, передача учебных заведений начального и среднего звена профобразования с федерального уровня на баланс регионов абсолютно не способствует этому. Из-за недостатка средств в бюджете регионы вынуждены проводить так называемую оптимизацию. Отсюда и объединение учебных заведений, и сокращение кадров.
Само по себе в объединении Ельнинского техникума и профучилища я не вижу ничего плохого. Наоборот, считаю, что сегодня в рамках курса на импортозамещение продовольствия необходимо создавать крупные агротехнологические центры профобразования, объединяющие несколько районов области, а, возможно, и несколько областей, полностью укомплектованные образцами современной и новейшей сельскохозяйственной техники, выпускаемой, как в России, так и за рубежом, а также высококвалифицированными преподавательскими кадрами, где учащиеся в комплексе получали бы и теоретические знания, и практические навыки для выполнения основных сельскохозяйственных операций, работая в учебном производственном хозяйстве, как это ранее было организовано на базе Ельнинского профучилища. Надо признать, что уже сегодня сельское хозяйство нашей страны, в том числе и фермеры, испытывают большой дефицит квалифицированных механизаторов из-за утерянной системы профподготовки специализированных кадров.
Хочу ещё раз отметить – областному бюджету не под силу создать такие центры – это возможно сделать только с помощью целевого финансирования со стороны Российского государства. А в свете сегодняшнего положения дел в сельскохозяйственной отрасли, могу сказать, что медлить нельзя – мы и так уже непростительно опоздали и, честно говоря, это нужно было сделать ещё вчера. Другого пути нет – мы никогда не сможем решить проблему возрождения села в отсутствии хорошо подготовленных, высококвалифицированных специалистов.

И.В.Егоренкова – исполняющая обязанности директора Ельнинского сельскохозяйственного техникума: 

«Распоряжением Администрации Смоленской области от 20.05.2013 г. №737-р/адм «О реорганизации Смоленского областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» в Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» реорганизован в форме присоединения к нему Смоленского областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 32 г.Ельни» (далее – образовательное учреждение), при этом были сохранены наименование и основные цели деятельности техникума.
Для сведения, обучение на платной основе в нашем техникуме отсутствует, а сам «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» был переведен с федерального бюджета на региональный еще 10-12 лет назад.
Следует отметить, что образовательный процесс, учебно-методическую и воспитательную работу осуществляет педагогический коллектив, более 50 % которого имеют высшую и первую квалификационные категории. Учебно-методическая работа в техникуме носит системный характер. В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО), эта работа направлена на организацию образовательного процесса по основным профессиональным программам, разработанная с учетом требований работодателя. Для их реализации созданы и продолжают развиваться учебно-методические комплексы. Каждый комплекс представляет собой совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенции обучающихся в рамках учебной дисциплины (модуля). Ежегодно преподаватели и мастера производственного обучения повышают свою квалификацию на стажировках повышения квалификации.
Для прохождения практики учащимися, Ельнинским сельскохозяйственным техникумом заключены специальные договора на условиях социального партнёрства с предприятиями города и района. При реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) по специальности производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Срок обучения по специальности «Земельно-имущественные отношения» составляет 2 года 10 месяцев, по профессиям «Автомеханик», «Повар, кондитер» – 2 года 5 месяцев.
На базе Ельнинского сельскохозяйственного техникума осуществляется также профподготовка, срок – 10 месяцев, что немаловажно для населения города, так как данное обучение охватывает население в возрасте от 25 до 65 лет.
Для внедрения дуальной системы обучения, которая позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку, необходимо предприятие, оснащенное на должном уровне и отвечающее требованиям подготовки специалистов и работников предприятия, которые должны иметь необходимое оборудование и соответствующий уровень подготовки мастеров для обучения таких специалистов. К сожалению, в Ельнинском районе нет такого предприятия, где был бы оборудован класс, позволяющий реализовать дуальную систему обучения.
Мониторинг востребованности выпускников по специальностям и профессиям техникума проводится регулярно. Налажено тесное взаимодействие с Центром занятости населения.
В ближайшее время никаких изменений в Ельнинском сельскохозяйственном техникуме не планируется. Контрольные цифры приема учащихся устанавливаются Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.

72474

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы