Как повысить качество исполнения муниципальных контрактов?

10:53 12.05.2017
Как повысить качество исполнения  муниципальных контрактов?

По словам Виктора Ивановича, согласно Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией МО «Ельнинский район» проводятся открытые аукционы, заключение прямых договоров с исполнителем (если сумма не превышает 5% совокупного годового объёма закупок), а также запрос котировок, в случае, если сумма не более 10% годового объёма закупок. Кроме того, регламент предписывает, что до 15% от совокупного годового объёма закупок должно проходить у субъектов малого предпринимательства.
Специалистами районной администрации ежегодно разрабатывается план-график муниципальных закупок, где все закупки распределены на три категории: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Виктор Юрков пояснил, что в настоящее время количество закупок у малого бизнеса в нашем районе пока немного менее требуемого. Это объясняется тем, что основные объёмы денежных средств (20 млн. руб.) идут на ремонт дорожной сети в городе Воинской Славы. Их освоением, как правило, занимаются крупные фирмы, являющиеся членами СРО, имеющие соответствующее материально-техническое обеспечение для строительства и ремонта дорог.
Тем не менее, Виктор Иванович заверил, что, по мере возможности, администрация района старается в аукционной документации указывать приоритетность осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства.
– Что касается того, чтобы исключить появление на рынке муниципальных закупок недобросовестных подрядчиков, исполнителей, которые не имеют достаточно квалифицированных кадров и надлежащей материально-технической базы, то в соответствии с законодательством РФ, мы на этот процесс повлиять не можем. Хотя, если при выполнении работ требуются какие-то специальные условия, к примеру, членство в саморегулируемых организациях, то мы этот пункт обязательно включаем в аукционную документацию, – отметил Виктор Юрков. – На данный момент законодательство в этой сфере таково, что мы не имеем права вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность соответствующим образом зарегистрированных в налоговых органах организаций, а тем более, предъявлять какие-то дополнительные требования к их материально-техническому обеспечению.
Таким образом, если организация приняла участие в электронных торгах на выполнение тех или иных видов работ, уже подразумевается, что она готова выполнить эти работы в установленный срок, в соответствии с ценой муниципального контракта. Кроме того, руководству таких организаций дано законное право в случае недостаточной численности рабочих, либо оборудования для исполнения муниципального контракта, привлекать к его выполнению субподрядные организации.
Виктор Иванович согласился, что при таком раскладе в дальнейшем могут появиться большие проблемы, когда выяснится, что в действительности подрядчик недостаточно изучил предложенную аукционную документацию и заявленные в ней условия выполнения работ, у него нет квалифицированных специалистов данного профиля, да и просто не хватает рабочих рук.
Если в организации, прежде чем зарегистрироваться на электронной площадке и принять участие в электронных торгах, элементарно не рассчитали свои силы и финансовые возможности, не изучили должным образом проектную документацию, тогда уже в ходе выполнения работ приходится спешно согласовывать с проектировщиком замену тех или иных материалов и оборудования, выпуск которых прекращён, либо их невозможно приобрести на территории области, в этой ситуации процесс строительства затягивается, и срок сдачи объекта отодвигается на неопределённое время.
Какие меры в этом случае можно предпринять?
По мнению Виктора Ивановича, согласно 44-ФЗ заказчику довольно сложно поменять исполнителя, даже если он не укладывается в срок сдачи объекта.
Если сразу же после окончания торгов выясняется, что победитель аукциона по какой-то объективной причине не может выполнить условия контракта, то в данном случае проблем нет – контракт можно расторгнуть по соглашению сторон, или провести повторные торги для выбора нового подрядчика, или заключить новый контракт со вторым участником аукциона.
Но когда подрядчик уже приступил к выполнению работ, а срок сдачи объекта по его вине затягивается, то расторжение муниципального контракта ведёт к ещё большему затягиванию срока выполнения работ, ведь проведение аукциона по выбору нового подрядчика требует также определённого времени, а объект длительный период остаётся в категории незавершённого строительством. Кроме того, большая нагрузка ложится на специалистов, которые при подготовке нового аукциона должны рассчитать объёмы и стоимость уже выполненных подрядчиком работ для возмещения понесённых им затрат. В случае спора, дело передаётся в суд. Таким образом, срок выполнения муниципального контракта может затянуться на абсолютно неопределённое время.
– В таких случаях мы стараемся убедить подрядчика в скорейшем завершении работ. Да и сам подрядчик, как правило, всё же нацелен на сохранение своей репутации, и дело обычно не доходит до применения штрафных санкций, либо признания его недобросовестным поставщиком услуг в судебном порядке, – пояснил Виктор Юрков. – Для того, чтобы «отсечь» недобросовестных подрядчиков, в аукционной документации мы можем прописать более жёсткие требования к исполнению муниципального контракта. К примеру, до минимума сократить сроки выполнения работ, увеличить размер внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта. В случае, если победитель торгов откажется от заключения муниципального контракта, то залоговая сумма ему не возвращается. При заключении муниципального контракта участник должен в обязательном порядке предоставить заказчику банковскую гарантию, либо перечислить на его счёт соответствующую сумму, при этом все работы исполнитель должен выполнить за свой счёт без предоплаты. А это значит, что подрядчик должен иметь хороший уставной капитал и достаточные оборотные средства.
В случае же, если мы попытаемся в аукционной документации необоснованно ужесточить требования к участникам аукциона, то они могут заявить об ущемлении своих прав в Федеральную антимонопольную службу.
Следует отметить, что в настоящее время организаций, предлагающих свои услуги на рынке закупок, довольно много, поэтому часто бывает, когда участники аукциона необоснованно занижают стоимость муниципального контракта, это сказывается в дальнейшем на результатах выполнения работ. Но реально повлиять на ход электронных торгов, либо отстранить такую организацию от участия в аукционе администрация района не может. Единственное, что мы можем сделать в данной ситуации – это в полтора раза увеличить размер обеспечения исполнения муниципального контракта, если предложенная участником электронного аукциона цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
На мой вопрос – по какой причине большинство аукционов в Ельнинском районе проводятся обычно во втором полугодии, когда практически наступает осенне-зимний период и времени на выполнение муниципального контракта фактически не остаётся, Виктор Иванович ответил так: «Основные налоговые поступления в бюджет, как правило, происходят во второй половине года, поэтому ещё с советских времён в строительной отрасли повелось, что наибольшие объёмы работ выполнялись именно во втором полугодии. В текущем году уже практически полностью составлена сметная документация на ремонт дорожной сети г. Ельни в рамках субсидии, предоставляемой городу Воинской Славы. Аукционы будут проведены весной. В этих муниципальных контрактах планируется увеличить срок оплаты выполненных работ до двух месяцев, по мере поступления денежных средств».
Как рассказал Виктор Юрков, начались работы по ремонту городской бани (муниципальный контракт с подрядчиком уже заключён в 2016 году).
Кроме того, в текущем году в планах райадминистрации выполнить ремонт кровли здания по адресу: ул. Энгельса, д. 5. В бюджете Ельнинского городского поселения на эти цели предусмотрено 1,5 млн. руб. За счёт средств городского бюджета планируется выполнить строительство первой очереди газопровода низкого давления в д. Ходыкино, разработать проектно-сметную документацию на строительство наружных сетей канализации по ул. Строительной, выполнить закольцовку водопроводной сети ул.Мелиораторов с водопроводными сетями МУП «ВКХ».
Администрацией района в прошедшем году уже закуплены кровельные изоляционные материалы высокого качества для ремонта мягкой кровли дома № 63 по ул. О. Ржевской, для выполнения этих работ в бюджете города на 2017 год заложены 400 тыс. руб.

Беседу вела
Ирина Тарасова.

73763

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы