Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 15.01 | 103.44 | 0.73 |
▼ | EUR | 15.01 | 106.25 | 1.39 |
Смоленщина на протяжении нескольких веков подвергалась нападению врагов, но смоляне с честью и достоинством, храбростью и мужеством защищали свою землю. Наша область занимает выгодное географическое положение, и враг, во все времена, стараясь захватить Москву, шёл через нашу героическую Смоленщину, которая всегда принимала на себя удар и стойко держала оборону. В 1812 году снова встал вопрос о существовании и независимости России. Вновь враг терзал нашу русскую землю, пытался убить и уничтожить нашу честь и достоинство, свободу и независимость.
Смоленщине в Отечественной войне 1812 года принадлежала выдающаяся роль. Заслуги смолян во всенародном движении 1812 года высоко оценил Кутузов. В своём воззвании русский главнокомандующий обратился к героям- смолянам: «Достойные смоленские жители, любезные соотечественники. В самых лютейших бедствиях своих показываете непоколебимость своего духа… Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне».
Именно на Смоленщине впервые прозвучал всенародный призыв к партизанской войне: «Вооружайтесь все, вооружайся всяк, кто только может. Итак – народная война!».
Детские годы М.И. Глинки тесно переплетаются с народной войной 1812 года. Мирную жизнь Новоспасской усадьбы нарушило нашествие французов. После известия о вторжении Наполеона в Россию семья Глинок в августе срочно покинула имение, чтобы до наступления распутицы добраться до Орла. Путь предстоял в 300 вёрст, ехали на 10 экипажах. Туда уезжали многие родственники и знакомые. Было оставлено всё имущество, с собой брали только необходимое. Михаилу шёл девятый год, и он впервые покинул милое Новоспасское.
Орёл в то время стал важной географической точкой. По приказу М.И. Кутузова здесь создавался Главный временный госпиталь для больных и раненых.
Ельня и уезд сыграли важную роль в этой войне. Ельня являлась важным стратегическим пунктом на пути французской армии в Москву. Движение наполеоновских войск через Ельню позволяло овладеть Калужской и Московской дорогами. После захвата Смоленска французы двинулись на Москву через Ельню, город был разграблен и разорён. Жители Ельни и уезда в борьбе с врагом приняли горячее участие. Собрали по подписке пожертвований на оборону почти миллион рублей. Это составило десятую часть по губернии. Во время пребывания русской армии в окрестностях Смоленска ельнинские крестьяне и городские жители ежедневно доставляли для неё бесплатно сухари, хлеб, муку, рожь, крупу, овёс и сено. Предоставляли большое количество подвод для перевозки артиллерийских орудий, снарядов и разного снаряжения из Смоленска в Гжатск, принимали участие в сооружении оборонительных укреплений в Смоленске. Формировались пехотные батальоны.
Многие родственники Глинок вступили в ополчение. Дядя Михаила Дмитрий Николаевич Глинка был тысячным начальником Ельнинского ополчения, дядя по линии матери Павел Андреевич Глинка «обнаружил в боях много мужества и отваги и погибший от вражеской пули». Это был «молодой человек с отличными дарованиями. Его качества делали любимым и уважаемым всеми... Особливо в дружине он настоящий был друг. Сожаление о нём было всеобщее».
30 августа 1812 года был награждён любимый дядя Михаила Иван Андреевич, брат матушки. Он вступил в службу 7 июня 1812 года, а менее через два месяца был награждён. В указе Императора Александра I написано: «Жалую вас Кавалером ордена Святого Равноапостольного князя Владимира четвёртой степени, знаки которого при сём препровождаю. Повелеваю вам на себя возложить и носить по установлению». Иван Андреевич был женат вторым браком на сироте Дарье Корнеевне, которую воспитал русский офицер. Она была живой свидетельницей героизма русских солдат, в этой войне она потеряла родителей.
Ещё один родственник Глинок часто упоминается в документах и воспоминаниях из окружения композитора. Это Александр Иванович Киприянов, ельнинский помещик, который, по словам Михаила Ивановича, был «человек чрезвычайно умный, образованный и приятный». Из окружения юного Глинки этот молодой боевой полковник, позднее генерал, более всех был связан с героическими событиями 1812 года. Ещё в 1811 году Киприянов мужественно проявил себя в боях и стал близким человеком к Кутузову, когда великий полководец командовал Дунайской армией. В годы войны против Наполеона энергичный и отважный русский офицер стал героем Бородина, был награжден золотой шпагой за храбрость, во главе вверенного ему полка вместе с русской армией дошёл до Парижа. Киприянов, хранивший в памяти живую летопись боевых действий, часто, по словам очевидцев, увлекательно рассказывал о подвигах Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона, Милорадовича и других героев этой войны, в том числе и в доме Глинок в Новоспасском в присутствии юного Михаила, для которого он с детских лет был большим другом.
Будущий муж сестры Михаила, Пелагеи, Яков Михайлович Соболевский поступил на службу 24 сентября 1812 года портупей-прапорщиком, через 3 месяца был произведён в прапорщики, затем участвовал в разных сражениях, с армией был в Польше, ранен под Малоярославцем. Вернулся в Россию в 1825 году. Михаил Иванович любил этого зятя, который часто бывал в Новоспасском. Рассказы о подвигах русских воинов этого родственника были интересны и волнительны для Михаила.
Пятиюродные братья М.И. Глинки по духовщинской линии Иван, Фёдор, Сергей, Григорий также вписали свои имена в историю войны с Наполеоном.
«Золотом горят на стенах Георгиевского зала Кремля имена Фёдора и Сергея Глинок, ратников первой Отечественной войны 1812 года», – писала газета «Зовёт к Отечеству любовь» в 1962 году.
Прославленным родственником Глинок был генерал-лейтенант Николай Петрович Лебедев. Он участвовал во многих военных делах. В 1812 году при создании Смоленского ополчения ему было предложено принять над ним начальство. Он сформировал из своих крестьян и дворовых людей егерскую роту, участвовал в обороне Смоленска, за что был награждён алмазными знаками ордена св. Анны I степени. Под его командованием ополчение сражалось при Бородино. Тысячным начальником ополчения от Духовщинского уезда был и его брат Алексей Петрович Лебедев.
12 человек из рода Глинок были непосредственными участниками этих военных событий. Вот такое окружение было у Глинки в родном имении по возвращении из Орла в марте 1813 года. По пути из Орла Михаил видел тяжёлые жертвы и потери после нашествия французов: вытоптанные поля с посевами и луга, строения разграбленные, сожжённые, везде пепелища и пустота. Видел нищету, отчаяние, пожары, все ужасы, разбитое вооружение, груды тел убитых. Далеко нерадостную картину увидел Михаил и в родном Новоспасском. Иван Николаевич начал восстанавливать имение, достроил двухэтажный дом, облагородил сад, участвовал в общем восстановлении губернии, но печальные следы разрушений ещё несколько лет были видны повсюду.
После окончания войны участники и очевидцы этих страшных событий часто бывали в доме Глинок. Невозможно забыть и стереть из памяти пережитое, увиденное, выстраданное. Часами велись разговоры. Пытливый, любознательный, цепкий ум Михаила всё схватывал, запоминал, оценивал, сопереживал. Так война вошла в его детство, в его внутренний мир. И не случайно «мысли и ощущения, которые он ещё с детства испытал на опалённой героическим дыханием 1812 года Смоленщине, он отразил в своей опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Это тем более было важно, что опера появилась накануне памятной даты – 25-летия Отечественной войны. «В это время народная тема 1812 года ожила в русском обществе, вызвала новый подъём творческих сил и отклик величайших создателей русской национальной культуры», – писали критики. Патриотическая тема Минина, Пожарского, Сусанина зазвучала с новой силой. О силе и героизме русского народа писал и смолянин Фёдор Глинка в своих «Письмах русского офицера».
В газете «Отечественные записки» за 1826 год был описан героизм смоленского крестьянина Семёна Силаева из деревни Новосёлки Бельского уезда, который повторил подвиг Ивана Сусанина. Да сколько подобных рассказов слышал Глинка в Новоспасском! Именно здесь, на Смоленщине, становится вновь особенно популярным имя Ивана Сусанина, это имя не раз произносилось и в присутствии Глинки в связи с героическими подвигами смолян, жертвовавших жизнью во имя защиты своей земли.
И, читая думу Рылеева «Иван Сусанин», Михаил Иванович вновь и вновь мысленно переносился в родную усадьбу, в общество участников и героев войны с французами, в его памяти всплывали, как яркие вспышки, их рассказы и ощущения тех героических лет.
«Детства далёкого память нетленная». Может быть, подвиг этого костромского крестьянина имеет такую правдивую силу в опере именно потому, что будущий композитор видел, слышал и пережил на Смоленщине, героически сражавшейся в 1812 году. Ведь в его усадьбе были такие же герои: священник Стабровский, спасший вместе с крестьянами церковные ценности от разграбления, садовник Ермолай, не допустивший уничтожения оранжерей.
Передовые люди восприняли «Ивана Сусанина» как глубоко народное, национальное произведение, воспевающее величие русского народа, его героизм и любовь к Родине.
«Величественное, дух захватывающее «Славься». Оркестрами, колоколами и звуками живого голоса прогремел торжественный гимн веры и патриотизма».
Зоя Перепёлкина,
младший научный сотрудник
ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» Музей-усадьба М.И. Глинки, с.Новоспасское.
Оставить сообщение: