(к 185-летию её первого представления)
Сквозь раскрытое окно галереи
грянули первые раскаты увертюры «Жизнь за Царя»,
и в такт им заколебались вверх и вниз языки свечей.
А.И.Куприн.
«Жизнь за Царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин», заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием отечественного искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка.
На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по итальянским и германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли мысль, что нужно писать русскую музыку.
Вернувшись в Петербург, Глинка стал посещать Василия Ивановича Жуковского. Общество собиралось самое интересное: приезжали Пушкин, Вяземский, Гоголь, Одоевский. Глинку обычно сразу усаживали за фортепиано: всем не терпелось послушать, что нового сочинил он за четыре года отсутствия, Михаил Иванович играет и поёт охотно, для него делиться музыкой с друзьями – сердечная потребность. К тому же, после пребывания в Италии у него открылся довольно сильный и звонкий тенор.
Повторив уже в который раз «Венецианскую ночь», Глинка вдруг заиграл что-то неторопливое, задумчивое, ласковое. Всем, собравшимся в гостиной, мелодия показалась знакомой. Вот только не вспомнить, где её слышали. Может быть, от дворовых девушек или от няни, баюкавшей барское дитя незатейливой колыбельной.
Жуковский подошёл к инструменту:
– Что Вы сыграли, Михаил Иванович?
Глинка пожал плечами:
– Мелодия пришла ко мне однажды в тоскливую минуту в Берлине. Кто её будет петь, на какие слова, – не знаю. Хочу написать оперу, и чтобы музыка её была такой, национальной. И музыка, и сюжет. Пусть дорогие соотечественники почувствуют себя в театре как дома.
– Вы задумали оперу? Прекрасная мысль! – Жуковский внимательно вгляделся в лицо композитора. Смуглое, с несколько крупными чертами при небольшом росте, оно поражало серьёзным, даже строгим выражением.
– Да, об опере я начал думать ещё в Италии. Там я много сочинял, но пьесы, писанные в угождение жителям Милана, убедили меня лишь в том, что искренно итальянцем быть не могу. Тоска по Отчизне навела меня на мысль писать по-русски. Теперь самое главное – найти удачный сюжет. Во всяком случае, он должен быть патриотическим и скорее всего, трагического характера.
– Что же это за сюжет? – Жуковский спрашивал с таким интересом, точно всё, о чём говорил композитор, непосредственно его касалось.
– В том-то и беда, сколько ни искал, ни думал – ничего подходящего.
– Тогда почему бы вам не взять Сусанина?
– Сусанин? – Глинка на мгновенье замолчал. – Но ведь уже есть такая опера.
– Вы имеете в виду Кавоса? – Жуковский с некоторым пренебрежением махнул рукой. – Полно, голубчик: водевиль с куплетами и хороводами нарядных пейзан – вот ваш Кавос. Один финал чего стоит: «Пусть злодей страшится и грустит весь век, должен веселиться русский человек». Разве достойно сие нашей великой истории?
Но Глинка уже и сам знал: Кавос Кавосом, а он будет писать Сусанина. И как ему самому в голову не пришло. Ведь здесь всё, о чём мечтал: глубина, патриотизм, народность.
Работа над оперой началась уже в декабре 1834 года. Первоначально предполагалось, что автором либретто будет сам В.А.Жуковский и даже для пробы он сочинил известные стихи:
Ах, не мне, бедному,
Ветру буйному. (Из трио с хором в эпилоге).
Однако из-за занятости вскоре был вынужден отказаться от работы над либретто. По рекомендации Николая I, данной Жуковскому, в авторы либретто был предложен Е.Ф. Розен, секретарь наследника Александра Николаевича, по выражению М.И.Глинки – «усердный литератор из немцев».
Работа протекала стремительно, она чрезвычайно увлекла Глинку, создавшего многие сцены еще до разработки либретто бароном Розеном. Во время всего подготовительного периода Жуковский продолжал следить за судьбой оперы. Именно он позаботился о введении в квартет 3-го действия молитвы «Боже, люби Царя!».
Работа над созданием оперы шла на протяжении всего 1835 и в первой половине 1836 годов. Первые репетиции её начались весной 1836 года в Александринском театре, важную роль при этом сыграл Катарино Кавос, автор первой оперы о Сусанине.
В ходе создания опера несколько раз меняла своё название. Первоначально самим композитором она была названа «Иван Сусанин», но, это было рабочее название, под которым она не могла попасть на сцену, чтобы не создалось путаницы с оперой К.Кавоса.
Когда опера была закончена, М.И.Глинка обратился за позволением посвятить её Николаю I. Посвящение первой русской оперы на такой значимый и важный сюжет было благосклонно принято, и одновременно утверждён окончательный вариант её названия – «Жизнь за Царя».
Премьеру оперы приурочили к открытию Петербургского Большого театра, не столь давно пострадавшего от пожара. Она состоялась 27 ноября 1836 года. Современный биограф М.И.Глинки так описывал это историческое событие: «Вечером Большой театр был переполнен. В нижних ярусах собралась столичная аристократия – дамы в бриллиантах, военные в мундирах с золотым шитьём. В царской ложе – император с августейшим семейством. В партере – петербургские литераторы, музыканты. В одиннадцатом ряду партера у самого прохода занял своё место Пушкин. Глинке досталась ложа во втором ярусе. И вот за пультом появилась фигура капельмейстера К.А.Кавоса. Погас свет. Шум постепенно стих. Взмах палочки, и под сводами огромного пятиярусного театра полились торжественные могучие звуки увертюры».
В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. В селе Домнино близ Костромы народ славит молодых воинов, которые возвращаются после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. В ней принимал участие Собинин, жених Антониды – дочери крестьянина Ивана Сусанина. Когда-то Сусанин твёрдо решил, что дочь не выйдет замуж, пока враг находится на русской земле. Но после известия, что в Москве выбирают русского царя, Сусанин изменяет своё решение.
Сусанин и его приёмный сын Ваня беспокоятся за судьбу молодого царя Михаила Романова, который находится в Ипатьевском монастыре близ Костромы. Близится свадьба Антониды и Собинина. Сусанин благословляет молодых. Однако в селе появляются поляки, которые требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин решает завести их в лесную глушь.
На поиски Сусанина отправляются Собинин с подмогой. Между тем, Ваня добежал до Ипатьевского монастыря, чтобы предупредить царя об опасности. Измученные дорогой поляки догадываются, что Сусанин нарочно завёл их в чащу леса, и убивают его.
На окраине Москвы Антонида, Собинин и Ваня наблюдают за праздничными гуляниями и скорбят о погибшем Сусанине. На Красной площади звучит славословие царю.
Сюжет, музыка, величественный финал с его гениальным «Славься» не могли не произвести впечатления на первых зрителей оперы.
Успеху оперы также способствовал удачный подбор певцов. Первые исполнители ролей: Осип Петров – Иван Сусанин, Мария Степанова – Антонида, дочь Ивана Сусанина, Анна Петрова-Воробьёва – приёмный сын Ваня.
М.И.Глинка позднее вспоминал про этот вечер: «Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес. Меня сейчас после того позвали в боковую императорскую ложу. Государь первый поблагодарил меня за мою оперу... После императора благодарила меня императрица, а потом великие князья и в. княжны, находившиеся в театре. В скором времени я получил за оперу императорский подарок: перстень в 4000 рублей ассигнациями, он состоял из топаза, окружённого тремя рядами превосходнейших бриллиантов; я тогда же подарил его жене моей...».
На следующий день после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Шуточный канон»:
1 куплет – Виельгорского:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не Глинка, уж не Глинка,
а фарфор!
2 куплет – Вяземского:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея – Глинку
От Неглинной, от Неглинной –
до Невы.
3 куплет – Жуковского:
В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину, глинтвеину
стакан!
4 куплет – Пушкина:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать, топтать,
топтать не может в грязь.
Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
Музыкальный критик Владимир Одоевский написал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!».
Брат знаменитого французского писателя Просперо Мериме Анри писал: «По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне... Это более чем опера, это – национальная эпопея».
До появления на оперной сцене «Ивана Сусанина» было написано несколько опер. Однако, ни одна из них не стала такой известной и знаменитой, и не получила такую всемирную известность.
«Иван Сусанин» – первая русская классическая опера. Она стала достоянием не только русского, но и мирового оперного искусства.
М.Ковалёва,
научный сотрудник
Музея-усадьбы М.И.Глинки.
Оставить сообщение: