Сюжет такой. 6 мая 1945 года. Берлин. Подвал разрушенного дома, в котором оказываются девочка из Белоруссии и мальчик из украинского Львова, угнанные немцами в Германию вместе с родителями. Их родители погибли, они остались одни. Бомбёжки, разрушения, рядом немцы, которые вызывают чувство опасности у советских детей, которых зовут Ваня и Саша. И видим двух молодых немецких солдат – Пауля и Фридриха. В какой-то момент судьба сталкивает их. И перед нами разворачивается вечный бой за званье человека.
Но не тот, когда гремят разрывы снарядов и раздаются выстрелы автоматов. Этого хватало там, за стенами подвала, а здесь молодые люди, в которых просыпается не вражда, а нечто глубинное, человеческое. Ведь война отняла у кого невесту, у кого – родителей.
Вот беседа Пауля (артист Иван Солдатенков) и Фридриха (артист Евгений Роговенко) о том, что творится в их душах.
Фридрих: «Тебе не бывает страшно?».
Пауль: «У меня один страх остался. Я боюсь перестать бояться. Знаешь, я, когда увидел эту девчонку (Саша – М.К.), бегущую по битым кирпичам через развалины, почему-то даже обрадовался. Вот – живая душа. Когда бежал русский парень (Ваня – М.К.) – такого ощущения нет. Всё как в тумане: прицел, гашетка, ты просто водишь прицелом и жмёшь на курок. Я бы и её убил, но у неё волосы, как у моей Лоры. Она погибла в Дрездене во время бомбёжки».
Пауль разглаживает фото своей девушки и с надрывом в голосе говорит: «Лора, милая Лора. Как же так случилось? Ты даже здесь улыбаешься. Когда тебя не стало – я, наверное, сошёл с ума». Но у зрителей создаётся стойкое ощущение, что немецкий парень не сошёл с ума, он снова стал человеком.
И потому, когда Пауль увидел советских детей, он делится едой с ними и очень искренне обращается с такими словами: «Не бойтесь – берите! Может, когда-нибудь вспомните о солдате, который не стал стрелять в вас. Может, Бог простит мне мои грехи».
Достаёт фотографию Лоры и вместе с шоколадкой кладёт на стол.
Всё понятно без слов.
Ведут непростой диалог о людских грехах Саша (артистка Наталья Боровикова, её игра трогает до слёз) и Ваня (Артём Хохлов).
Саша (дочь репрессированного священника): «Но ведь ничего в мире не происходит просто так».
Ваня: «Опять ты про грехи. Объясни, зачем всё это? За что убили столько людей?».
Саша: «Может потому, что перестали верить в любовь и добро, ибо те, кому дана огромная власть, посеяли в сердцах ненависть».
И ей же принадлежат слова о Пауле: «Какой же он враг. Вот, смотри – еду принёс».
Очень актуальные и для XXI века слова, когда на Западе плохо пишут о России и бряцают оружием. А мы ведь в 45-м году принесли порабощённым народам Европы хлеб и свободу.
Когда Фридрих пытается говорить о чистой совести, мол, только Бог знает, прав он или нет, Пауль вспоминает, как шли они победным маршем по Западной Европе, не думая, опьянённые лёгкими победами, что есть сила, которая может остановить немцев.
Пауль о советских солдатах: «Они остались чистыми на этой войне, а мы – нет. Наш Бог умер ещё под Сталинградом! Чистота – самое главное оружие!».
Какая-то незримая, очищающая душу сила, на протяжении всего спектакля, благодаря фантастически правдивой игре юных артистов, не просто нарастала, она заставляла молодых и взрослых зрителей задуматься над тем, а что сделал каждый из них во имя торжества на земле лучших человеческих идеалов, которые божественны по своей сути. Ведь не случайно перед началом спектакля эпиграфом прозвучало: «6 мая 1945 года совпали три события: день Святого Георгия Победоносца; фактическое окончание войны; Пасха Христова».
В финале мы узнаем, что Пауль и Фридрих, хоть и погибли, но остались всё же людьми, а Саша и Ваня выжили. Правда, Сашу контузило, она потеряла сознание. В подвал входит солдат (артист Сайвали Худояров), берёт Сашу на руки, поворачивается к залу и торжественно произносит: «Война кончилась! Христос Воскрес!».
И мы покидаем зал убеждённые в том, что русские всегда подавали миру великий пример того, как можно и нужно оставаться человеком.
Немного о тех, кто вложил свой труд и душу в постановку этого очень трогательного спектакля. Валентина Ковалёва, руководитель народного коллектива театральной студии «Отцы и дети», сумела раскрыть творческую индивидуальность молодых актёров, дабы они не просто играли, а жили на сцене, а зрители прониклись глубоким содержанием пьесы о войне. А помогли ей в этом участники хореографического ансамбля «Юность» Центра творчества (руководитель Вероника Ворошилова), которые с помощью ритмичных, выразительных телодвижений выстроили в определённую композицию страшный образ войны.
Поскольку на протяжении всего спектакля были слышны звуки автоматных очередей, взрывы снарядов, рёв самолётов, гортанные выкрики немецких солдат, а световые круги в чёрном пространстве создавали напряжённую замкнутую среду подвала, то справедливо будет сказать, что весомую лепту внесли в успех спектакля звукооператор Олег Баев и художник по свету Александр Остапив.
И рождалось реальное ощущение того, что действие происходит в далёком 45-м.
Михаил Козлов.
/Фото автора.
Оставить сообщение: