И память сердца не забудет…

01:54 08.04.2022
И память сердца не забудет…

Это слова из одной известной советской песни. Пусть сегодня они станут заголовком статьи о нашей землячке, которой, к сожалению, уже нет в живых.
Время неумолимо пытается стереть из памяти многие жизненные вехи. Может это и хорошо, когда хочется что-то или кого-то забыть? Но есть люди, о которых мы всегда будем помнить.

Сегодня я с трепетом расскажу о своей хорошей знакомой, которой, как я уже отметила, нет на этом свете. Думаю, многие из вас, дорогие читатели, вспоминают с особым уважением об Ольге Даниловне Гаврючковой. Но не все знают, что пришлось ей пережить во время Великой Отечественной войны.
Её воспоминания не только в памяти родных, и бережно сохраняются в нашем историко-краеведческом музее:
«Сначала уходили от фашистских оккупантов из Ельни. А в 1942 году попали в оккупацию в Починковском районе, с.Боровское. В Боровском нас поселили в конюшне.
Молодых девушек, парней, по подсказке русского старосты, отправили на работу в фашистскую Германию.
Поначалу везли нас в глухих вагонах для скота, только на территории Германии пересадили в нормальные пассажирские вагоны. До места доехали быстро, за 11 дней, лагерь находился в г.Дорнбернг, Австрия.
Работала я на текстильной фабрике, наносила на ткань краску, толкала вагонетки. Рабочий день был ненормированный. Условия невыносимые для 16-летней девушки. Много позже выдали комбинезоны и деревянные колодки, на груди номерной знак. Жили в неотапливаемых бараках. Я спала на верхней полке нар, как раз под тусклой лампочкой. Много ночей штопала носки, чулки, кофточки, которые брала у работающего вместе со мной на фабрике югослава, чтобы хоть как-то прокормиться.
Кормили в лагере – баланда из брюквы, маленький кусочек хлеба, иногда давали тошнотворное «холодное», то ли из сусликов, то ли из крыс. Как-то раз вместе с одним парнем вернула баланду повару. На следующий день приехали немецкие солдаты. Построили весь барак. Ожидали самого худшего – но всё обошлось (предателей нет!)».
Два года провела в лагере Ольга Даниловна.
«Освободили нас союзники, сразу и не верилось (речь чужая, форма чужая), при содействии Международного Красного Креста. Домой ехали около трёх месяцев. Как-то остановились у концлагеря. Видели печи крематория, газовые «бани», груды волос, скальпов с волосами», – вспоминала она с содроганием.
А дальше была долгая дорога домой…
– И хотя Ельня лежала в руинах, дома разрушены, жить было негде, но всё-таки это дом, Родина», – рассказывала Ольга Даниловна.
Отмечу, что родилась Ольга Даниловна в д.Леонидово. В семье было три дочери, Оля была старшая, потом Татьяна, которая рано ушла из жизни, и Нина.
Помните нашего врача Нину Даниловну Калюкину? Сейчас она проживает у дочери.
Ольга Даниловна фактически всю свою трудовую жизнь посвятила работе в КБО, была швеёй. Потом закончила курсы по пошиву меховых шапок. И надо отметить, что это у неё получалось мастерски. Как вспоминает сын Ольги Даниловны, Виктор Георгиевич: «Фактически и на работе, и дома мама не расставалась с машинкой, все мы выросли в тех вещах, которые она сама для нас шила. А папа был наладчиком швейных машинок, потому работа кипела всегда без остановки».
Вместе с мужем Георгием Гаврючковы вырастили и достойно воспитали двоих детей. Дочь Татьяна – врач-гинеколог высшей категории, сын Виктор окончил Смоленское высшее командное училище и всю жизнь посвятил армии, воевал в своё время в Афганистане. Мать очень волновалась за него.
Добротный хозяйский дом Гаврючковых на Заречье много лет был наполнен родными людьми, всего в нём проживало семь человек. Одно время было большое хозяйство, даже корова, а ещё огород, сад. Сейчас, после смерти мамы, она была последняя, кто постоянно жил в нём, Виктор Георгиевич присматривает за домом и ведёт небольшое хозяйство, огород.
И ещё один момент из жизни Ольги Даниловны: «Мама очень любила петь, у неё был хороший голос, она несколько лет ходила в хор «Гвардейские мадонны». Она знала очень много песен, а папа хорошо играл на баяне. Вот так они были внутренне похожи друг на друга и работали вместе, и отдыхали», – рассказывает Виктор Георгиевич.
Умерла Ольга Даниловна в 90-летнем возрасте, на День России. Она любила свою Родину, достойно трудилась. До 80 лет ездила на велосипеде, была такой оптимисткой! Её очень многие уважали и любили. В день её рождения всегда собирались гости: родные, близкие, подруги. И без песен не обходился ни один праздник. И несмотря на всё, что ей пришлось пережить, Ольга Даниловна всегда умела быть на позитиве. Очень любила она жизнь и радовалась каждому её дню. Светлая память о ней остаётся в наших сердцах.

В фашистских застенках

омеркли небо, душа и солнце,
И сердце тоже почти не бьётся.
Ослабло тело и нету мочи,
И умирать никто не хочет.
Дымятся печи и пахнет смрадом:
Страданья эти все кличут адом.
И плачут дети истошным криком,
Явись им, Боже, спасённым ликом,
Пошли надежду на избавленье.
Оковы рухнут, лишь дай терпенья,
И солнце сразу вдруг ярче станет.
И ранит сердце былого память,
Как просит мальчик у мамы хлеба,
И крик о сыне пронзает небо.


Ирина Синельник.

 

 

72283

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы