Здравствуй, мой юный друг! Вчера пришло твое письмо. Я очень рада, что, получив диплом педагога, ты решил идти работать по специальности. Ты пишешь, что хотел устроиться в гимназию и работать с одаренными детьми, но, к сожалению, было место только в сельской школе. Уже через неделю начало учебного года, и тебе придется каждый день ездить в школу, которая плохо оборудована, находится далеко от дома, да и, по слухам, дети там далеко не те, с какими ты хотел бы работать. Ты говоришь, что боишься «одичать» на такой работе, растерять все полученные в университете знания, считаешь, что почти все, чему тебя учили в вузе, здесь, скорее всего, тебе не пригодится, и при первой возможности ты перейдешь в престижную школу.
А вот эти твои мысли меня уже не радуют. С таким настроем на любой, даже самой престижной работе, ничего хорошего не выйдет. С чего ты взял, что в сельской школе все так плохо и работать там можно только от безысходности? Ты еще не провел там ни одного урока, а уже сделал отрицательный вывод!
Я без малого 15 лет работаю в образовании, и из них 12 лет отдано двум сельским школам. В одной из них учу детей по сей день и совершенно не чувствую, что мои знания там не востребованы. Хочу напомнить тебе народную мудрость: «Не место красит человека, а человек место». Это как раз про твою будущую работу.
Признаюсь тебе по секрету, когда-то давно, еще до того, как я нашла свое профессиональное призвание, были моменты, заставившие меня разочароваться: я категорически не хотела быть учителем, тем более сельским. Однако обо всем по порядку…
…Мне 5 лет. Я иду по дороге в деревне Луки Ельнинского района вместе с прабабушкой Евсейчиковой Марией Ильиничной. Прабабушка – учитель начальных классов, ветеран педагогического труда. Потеряв на войне мужа и одна воспитав сына и дочь, она почти без перерыва с 1933 по 1975 год, включая годы войны, работала в сельских школах Ельнинского района. Она уважаемый в деревне человек. Почти все взрослые, которых мы встречаем по дороге, ее ученики. Односельчане вежливо здороваются, интересуются ее здоровьем… У многих уже внуки, но они по-прежнему относятся к ней как к своей учительнице, а она к ним как к своим ученикам. Летние вечера в деревне проходят под рассказы прабабушки об ее учениках и работе в школе. Больше всего запомнился ее рассказ о том, как в годы войны ее вместе с детьми взяли в плен немцы и повели куда-то через лес. Шли долго. Стемнело. Потом завязался бой. Под покровом ночи прабабушке с ее учениками удалось сбежать. Все остались живы.
Я восхищаюсь своей прабабушкой, хочу на нее равняться и твердо решаю, что, когда вырасту, то обязательно, как и она, стану учителем…
Часто о работе прабабушки мне рассказывали ее ученики. Однажды, я сказала ей, что один из ее БЫВШИХ учеников поведал мне, как они сажали сад возле школы, на что она ответила: «БЫВШИХ учеников не бывает. Все, кого мы учим, навсегда в наших учительских душах остаются нашими учениками». Тогда я этого не поняла, но запомнила. Понимание пришло потом… «Педагог» – «ведущий за руку», ведущий не только по дороге знаний, но и помогающий своим ученикам найти свою дорогу в жизни. Наступает момент, и педагог отпускает руку, отпускает…, позволяет идти самостоятельно, но продолжает с волнением смотреть вслед и наблюдать, как его ученики идут по своему жизненному пути. А если кто-то оступился или встретил на пути серьезное препятствие? Кто, как не педагог, вновь протянет руку, поможет подняться и выйти на ровную жизненную дорогу? Невозможно вести за руку и направлять ребенка, отдавая ему частичку своей души, а потом отпустить на все четыре стороны и забыть про него. Эта отданная частичка души будет и дальше связывать настоящего учителя с его уже взрослым учеником.
Предполагаю твое возражение: в первую очередь, ребенка ведут за руку родители, а задача учителя – дать детям багаж знаний, чтобы они, пользуясь этим багажом, реализовали себя в жизни. Ты, конечно, прав, но что делать, если родители по какой-то причине не могут быть постоянно рядом со своими детьми и полноценно исполнять свои обязанности? И виной тому далеко не всегда пьянство или нежелание заниматься ими! Проблема эта вытекает из проблем современного села: отсутствие работы вынуждает родителей ехать на заработки в большие города, чтобы одеть, обуть и прокормить семью. Иногда регулярно уезжает один из родителей, иногда это вынуждены делать оба, оставив детей на попечение бабушки с дедом. А если семья неполная, то и вариант остаться рядом с ребенком хотя бы одному из родителей невозможен. К кому, как не к учителю, в этом случае идти ребенку за советом или помощью? Не поможет и не подскажет учитель – ребенок получит «хороший» совет в плохой компании, а оказанная там «помощь» вполне может оказаться «медвежьей услугой». Очень тебя прошу, запомни это и не забывай в случае необходимости вовремя протягивать своим ученикам руку помощи не только на уроке. Ты почувствуешь себя очень востребованным, возможно, даже более востребованным, чем в престижной школе.
Учителем русского языка и литературы был и мой прадед Кривошеев Иван Епифанович. До войны они с прабабушкой были первыми учителями Павловской школы. Когда началась война, он ушёл на фронт, где пропал без вести.
…Мне 15 лет. Мама, Саполнова Ирина Германовна, работает в сельской Бибиревской школе, в которой я учусь. Она учитель музыки, но, кроме музыки, ведет русский язык и литературу. Работает почти на две ставки, но зарплату постоянно задерживают. Иногда задержки доходят до полугода. Несмотря на то, что работает почти бесплатно, она регулярно готовит и проводит школьные концерты, до середины ночи проверяет тетрадки, часто засыпает в кресле с тетрадями на коленях и ручкой в руке. Хочу, чтобы мама тратила время на меня, а не на чужих детей!!! Не понимаю, почему она работает так старательно, если ей все равно зарплату почти не платят? Спрашиваю ее об этом и получаю ответ: «Зарплату мне платит государство, а не дети. Они не виноваты в сложившейся в стране ситуации. Любую работу нужно выполнять качественно. А работу учителя – вдвойне. Некачественно сшитую кофту можно выбросить. А некачественная работа учителя обязательно так или иначе скажется на судьбе его учеников». Тяжело вздыхаю от того, что в ближайшее время мама из-за своей работы опять, скорее всего, не сможет уделить мне внимания, но понимаю, что мама права, и в дальнейшем в своей работе придерживаюсь этого правила. Прошу и тебя, мой молодой коллега, никогда об этом не забывать.
Проклинаю работу учителя!!! Зарекаюсь работать в школе! Не хочу, чтобы мои дети не видели свою маму!... И через два года поступаю в педагогический. Причем не по велению родителей, а по зову души.
… Сейчас мне 35. За плечами опыт работы в детском саду педагогом дополнительного образования в подготовительной группе, а впоследствии воспитателем в яслях, преподавателем информатики в Ельнинском с/х техникуме, учителем начальных классов и учителем информатики в сельских школах, руководителем филиала одной из них. Как видишь, опыт немалый и разносторонний.
Все 15 лет своей педагогической деятельности я придерживаюсь правила, услышанного от мамы в детстве: «Любую работу нужно выполнять качественно. А работу учителя – вдвойне». Да, конечно, работа учителя в маленькой сельской школе отличается от работы учителя в элитной гимназии. Но это вовсе не значит, что в таких школах можно работать спустя рукава и постепенно профессионально деградировать. Правильнее было бы сказать, что работа сельского учителя имеет свою специфику. Об одной ее особенности я уже сказала выше. Сейчас расскажу об остальных и дам тебе несколько советов.
Прежде всего, сумей полюбить своих учеников такими, какие они есть. Правильно по этому поводу сказал Август Бебель: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». В отличие от учеников гимназии, большинство из которых после школы планируют поступить в ВУЗы, далеко не все сельские дети пойдут учиться в университет. Способности и интересы сельских детей очень разные. Классы, хоть и маленькие, но часто очень «разношёрстные»: в одном классе сидят дети, которые «схватывают все на лету», и дети, которые при всей своей старательности с великим трудом осваивают минимум школьной программы. Дети гуманитарии и дети с математическим складом ума. Дети способные, но ленивые, и дети способные, но в силу семейных обстоятельств или состояния здоровья имеющие большие пробелы в знаниях. Работать в таком классе не легче, чем в большом профильном, состоящем из способных учеников, имеющих общие интересы. Твоя задача – отличить ленивых от не имеющих дома возможности полноценно готовиться к урокам учеников, рассмотреть одаренных детей (да-да, в сельской школе они тоже есть!) и по максимуму развить способности каждого. Учти, часто подготовить «слабенького» ученика так, чтобы он сдал ОГЭ на «3», не менее сложный и важный труд, чем подготовить отличника к сдаче ЕГЭ на максимальный балл.
А главное, нужно помочь каждому найти свою дорогу в жизни. Помни: твоя ошибка – возможно, чья-то покалеченная судьба. Вот тут-то как раз и понадобятся все знания форм, средств, методов и технологий обучения. Как видишь, то, чему тебя учили в ВУЗе, в сельской школе пригодится тебе не меньше, чем в любой другой. Какую технологию ты выберешь для работы – это твое дело. Но позволь высказать свое мнение. Мало дать своим ученикам качественные предметные знания. Важно не только помочь найти им в жизни свою дорогу, но и научить самостоятельно идти по ней вперед: анализировать складывающиеся в жизни обстоятельства и принимать верные решения, не бояться трудностей и при необходимости кардинально менять свою жизнь, добывать нужные знания самостоятельно, т.е. сформировать у детей то, что во ФГОС названо метапредметными результатами. Задача, мягко говоря, не из легких. Для ее решения нет единого рецепта. Я на своих уроках пытаюсь решить ее разными путями. Однако есть то, что использую в своей практике регулярно: применяю на своих занятиях технологию программированного обучения, которая, на мой взгляд, оптимальным образом направлена на формирование как предметных, так и метапредметных результатов, и в то же время позволяет максимально дифференцировать обучение на уроке. Ну а чтобы превратить своих учеников в творцов, использую периодически проектную деятельность. Программированное обучение и проектная деятельность – это то, что, по моему мнению, с двух сторон наилучшим образом формирует метапредметные результаты.
Теперь относительно оснащенности школы. Новое оборудование – это очень хорошо и важно. Но результат урока, в первую очередь, зависит от учителя, его педагогического мастерства, а оборудование – дело наживное. При этих словах сразу вспоминаю рассказы прабабушки о первых послевоенных годах в школе, когда не то что оборудования, но даже тетрадей и чернил не хватало. Однако это не мешало учителям давать детям качественное образование. Участвуй в конкурсах, ищи спонсоров, твори из подручных материалов – стучи во все возможные двери, и твой кабинет будет оборудован необходимым. В нашей школе новые компьютеры, интер-активная доска, проектор и многое другое появилось именно таким путем.
Мой юный друг и коллега, надеюсь, мне удалось убедить тебя в том, что работа сельского учителя не менее сложна, важна и интересна, чем работа учителя городских школ, и ты изменил отношение к своей будущей работе. От всей души желаю творческих успехов тебе и твоим ученикам!!! Пиши. С удовольствием отвечу на все твои вопросы.
Елена Косачёва,
учитель информатики
Ивано-Гудинского филиала Коробецкой школы.
Оставить сообщение: