Первое письмо. Письмо, написанное в далеком 1942 году, с Калининского фронта, который вёл тогда бои под Ржевом и Сычёвкой.
Это письмо написал своей сестре в блокадный Ленинград лейтенант Черкасов Евгений Андреевич.
«17.08.1942 года.
Город Калинин.
Здравствуй, дорогая моя Лидочка!
Сегодня получил твоё письмо. Мне его переслали из полевого госпиталя. Какие это хорошие дни, когда имеешь весточки от своих родных, сколько радости переживаешь и сколько благодарности за родственные чувства твои ко мне.
Я подумал, почему ты называешь город Дорогобуж «наш», ведь такие же и Ельня, и Стригино – и пришёл к тому заключению, что поскольку в Дорогобуже или около него погибли или, может быть, погибают мои детишки – этот город действительно наш. Надо мной особенно тяготит неизвестность о моей семье. Очень жалею детишек, они были хорошие, часто вижу их во сне. Ты попробуй, запроси Дорогобужский Горсовет или напиши по адресу: Дорогобуж, улица Урицкого, дом 13, Ситарскому. Может быть, чего и разузнаешь.
Положение ещё усугубляется тем, что Константиновна, наряду со всеми своими хорошими сторонами, очень малодушна и не устойчива в борьбе с трудностями и ей будет не под силу сопротивляться всем ужасам, которые нависли над ней и детьми в настоящее время.
Да, думы невесёлые, но будем надеяться на благополучный исход.
В отношении тебя я конечно на стороне твоего переезда к Зине, там много спокойнее, но, правда, отчаянная глушь.
Смотри сама, самое главное, чтобы ты сберегла свою жизнь, большая и лучшая часть её у тебя ещё впереди.
Я уже поправился и, наверное, на днях отправят на передовую. Напиши мне по адресу: город Калинин, почтовый ящик 15, мне письмо перешлют.
Привет Ане.
Любящий очень тебя брат Евгений».
Черкасов Евгений Андреевич родился в 1903 году в деревне Стригино Ельнинского уезда (сейчас Починковский район). Учился в Ельне, вначале (до революции) в гимназии, потом во 2-й школе. Затем окончил школу счетоводов. В середине 20-х годов прошлого века был призван в ряды РККА. Служил в городе Дорогобуже. Там же он и познакомился со своей женой Анастасией Константиновной (в девичестве Четыркиной, родом из Ельни). И перед войной у них, один за другим, родилось четверо детей: три девочки и один мальчик.
Летом 1941 года связь лейтенанта с родными была прервана. А вскоре вся Смоленщина была оккупирована фашистами.
В 1942 году его сестра, проживающая в Ленинграде, получила несколько писем, в которых Евгений Андреевич сообщал, что он на фронте, только что выписан из госпиталя (город Калинин) и вскоре отправляется на фронт. После чего связь с ним обратно оборвалась.
Анастасия Константиновна осенью 1941 года вернулась в Ельню и всю оккупацию с детьми проживала в старом доме своего отца на Заречье, возле Городка. Страшно голодали.
После войны пришло извещение, что Черкасов Евгений Андреевич пропал без вести в ноябре 1943 года.
А дети его все выросли и стали достойными людьми.
Ещё два письма, с дороги по пути на фронт, в город Ельню, Сапожный переулок, дом 6. Писал их Казелин Александр своей жене Анастасии. Тонкие листы бумаги, исписанные аккуратным мелким почерком, которые она бережно хранила всю жизнь. Потом, после смерти хозяйки, они нашли приют в нашем школьном музее.
«Тула,
26 марта 1944 года.
Здравствуй, дорогая жена Анастасия Ильинична!
Шлю тебе свой красноармейский привет и желаю тебе самого наилучшего в твоей жизни.
Настенька, сейчас я тебе опишу пока еще неоконченное свое похождение. Когда я уехал из Арсеньево в Одоево, то работал по с/советам и находился в Одоево до 15 марта и думал, что буду ехать в свою часть через Ельню. Но, Настюша, 15-го все надежды пропали – вместо того, чтобы идти на станцию Арсеньево, нас 22 человека погнали на станцию Суховая и сказали, что поедем в Тулу на формировочный пункт и вот 18-го вечером приехали в Тулу и находимся на пересылочном пункте и не знаю, сколько будем. Но долго не будем. Вот, милая Настюша, я не знаю, какая моя теперь судьба и на какой поеду фронт. Теперь, Настенька, жди письма с фронта. Очень хорошо, что мы с тобой встретились в Арсеньево.
Ну, Настенька, пока писать больше нечего, быть может, еще встретимся. Крепко целую... Саша».
«Дмитров,
4 мая 1944 года
Здравствуй, многоуважаемая жена Анастасия Ильинична!
Шлю я тебе свой привет и желаю всего хорошего в твоей жизни. Настенька, прежде всего я тебе сообщаю, что деньги – 300 рублей – я получил 1 мая, но перевод был раньше.
Еще, дорогая Настенька, сообщу тебе, почему я долго не отвечал. Во-первых, я сильно был болен, а, во-вторых, ожидал, что кто-нибудь приедет согласно вашим письмам. Мать даже написала, что посылает мне масло, а ты едешь. Ну и последнее, дорогая Настенька. Конечно, не хотелось писать, но все равно придется. Я уезжаю на фронт. Только не знаю, на какой. Одели во все новое и два дня ждем эшелона. В общем, я тебе напишу с дороги и с места, куда приедем. Вот все, миля Настюша, пока до свидания. Крепко целую, твой муж Саня.
Привет горячий папаше Илье Меркурьевичу и мамаше Пелагее Титовне, Егору Ильичу и всем-всем. Еще раз, милая Настенька, до свидания. Писем больше не пиши. 4/V 44 г.»
Что мы знаем об авторе этих писем? Практически ничего!
Даже сайты Интернета, связанные с поиском сведений об участниках Великой Отечественной войны, не дают никаких результатов. Предположительно, перед отправкой на фронт боец участвовал в разминировании территории, освобождённой от немецко-фашистских оккупантов. Дальнейшая его судьба не известна. Писем больше не приходило… Вроде бы он пропал без вести в 1944 году. После войны его жена снова вышла замуж и дожила почти до нового тысячелетия. Детей у нее не было.
Еще одно послание – крохотное, местами непонятное, но от этого – не менее ценное. Наш земляк, младший лейтенант Сергей Тарасенков, написал его в родную деревню Малое Павлово своей матушке Степаниде Ефимовне.
«2 февраля 44 года.
Из фронта.
Добрый день! Здравствуйте, дорогая мама, сестра Катя, Наташа, братенька Саня, Шурик дядя Андреич...
Первым делом хочу сообщить, что я пока жив, здоров и всем того же желаю. Хочу сообщить, что пишу с фронта перед вступлением в бой. Дорогая мама, обо мне сильно не беспокойтесь. Буду жив –буду писать и увидимся. А нет – значит, нет. Но все же прошу я вас убедительно – пишите ответ. Потому что мой товарищ, который получит ваше письмо – он даст вам ответ, так мы договорились. А пока до свидания. Жму крепко ваши руки и крепко целую. Ваш сын Сергей».
К письму прилагается выписка из донесения: младший лейтенант Тарасенков Сергей Иванович погиб смертью храбрых в бою 6 февраля 1944 года.
Через два дня после написания письма.
Раньше в нашу школу приезжала сестра Сергея – Абутова Екатерина Ивановна (в девичестве Тарасенкова). Она рассказывала о своей семье и о том, какие испытания выпали на их долю. На фронтах Великой Отечественной войны погибли её братья Иван и Сергей, пропал без вести отец Иван Николаевич. Младший брат Николай в свои неполные шестнадцать лет вступил в партизанский отряд имени Сергея Лазо, был разведчиком. Летом 1942 года вместе с товарищами попал в засаду. После пыток 14 июня 1942 года был расстрелян у ельнинской деревни Холм. Из большой и дружной семьи в семь человек к концу войны остались три женщины: мать и две дочки. А автора письма, младшего лейтенанта Сергея Ивановича Тарасенкова, командира взвода 1259-го стрелкового полка 381-й дивизии похоронили в деревне Никитиха Шумиловского района Витебской области.
В братской могиле, вместе с его боевыми товарищами.
Алексей Аниськов.
Оставить сообщение: