Валюта Дата знач. изм.
USD 05.12 76.97 0.99
EUR 05.12 89.9 0.69

К 100-летию со дня рождения краеведа, ветерана Великой Отечественной войны Е. Е.Новикова

15:51 04.09.2025
К 100-летию со дня рождения краеведа, ветерана Великой Отечественной войны Е. Е.Новикова
Е.Е.Новиков, 9 мая 1992 г., д.Пронино.

В нынешнем году, знаменательном 80-летием Победы советского народа над фашистской Германией, есть у ельнинцев своя знаменательная дата местного значения, но только боевая.
Пятьдесят лет назад на въезде в гвардейскую Ельню был установлен танк Т-34-85 – модернизация легендарной «тридцатьчетвёрки» завершающего этапа Великой Отечественной войны.
18 августа 1975 года эта машина, управляемая фронтовиком, бывшим механиком-водителем танка Евгением Евстафьевичем Новиковым, заняла своё почётное место на пьедестале. Примечательно, что Новикову было тогда 50 лет, которые он отметил фактически, вспомнив свою военную специальность. О том, как это происходило, может напомнить газета «Знамя». Там в архивах много материалов о событиях и людях, истории города.

Фото на память: В.А.Васильев, Е.Е.Новиков, Н.Ф.Хотченков. 

Подготовка к установке боевой машины.

Установка танка Т-34-85 на пьедестал. 18 августа 1975 г. (водитель Е.Е.Новиков).


И сегодня хранит в броне своей суровой танк память о войне и людях, свершивших Победу. Рядом выросли за эти годы большие зелёные ели, и вместе с боевой машиной сформировалась современная композиция герба города Ельни.
В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Евстафьевича Новикова. Он прожил большую и плодотворную жизнь, по праву делами своими заслужил память и глубокое уважение ельнинцев. Вспомним о нём добрым словом – это будет своевременно и справедливо.
Евгений Евстафьевич родился 17 мая 1925 года на хуторе Покровском Ельнинского уезда. Отец работал кузнецом, мать дояркой. Семья была многодетной.
На селе уже с малолетства всем и всегда хватало работы, каждый знал своё место.
Евгений освоил кузнечное дело, основы плотницкого ремесла и, как положено, весь перечень сезонных и каждодневных сельских работ.
Сам он часто говорил, что учёбу и занятия детей отец постоянно контролировал. Учились в Мархоткинской школе. Книги дома были в почёте, кроме своих, ещё умудрялись покупать. Произведения великих русских писателей Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя и других, деревенский трудовой быт, окружающая природа – всё вместе формировало мировоззрение и характер детей, закладывая основу будущей самостоятельной жизни. А она не заставила себя долго ждать.
После окончания в 1940 году восьми классов Евгения забрала к себе в Москву старшая сестра Надежда. Она после окончания медицинского техникума работала в медчасти автозавода им. Сталина. Брата взяли учеником слесаря в моторосборочный цех. Также он продолжил учёбу в 9 классе заводской вечерней школы.
Грянула война. Завод приступил к восстановлению и ремонту танков. Приходилось работать и на строительстве оборонительных сооружений под Москвой.
В феврале 1942 года сестру призвали в армию. Вскоре отправился и Евгений. На него обратили внимание танкисты-фронтовики, прибывшие на завод за техникой. К тому времени Евгений уже хорошо разбирался в механизмах, это и сыграло решающую роль. Так в свои неполные 17 лет правдами и неправдами он отправился на фронт. Был зачислен в экипаж танка 7-ой механизированной бригады в составе 13-ой армии. Участвовал в боях в Калужской области, а затем на Курской дуге. За это время освоил танковые специальности заряжающего, башенного стрелка и механика-водителя. На долгие годы рычаги «тридцатьчетвёрки» станут его основным оружием. Тогда ещё были первые модели танка Т-34 с 76-мм пушкой с отдельными недостатками, которые устранялись на заводах, но тем не менее «руссишен панцар» обращал фашистов в панику.
Новиков вспоминал, как 7 июля 1943 года на Курской дуге вступили в бой: «Огнём пушки и пулемёта разгоняли пехоту противника, поражали огневые точки. Вышли в лобовую на немецкие танки. Расстояние сократилось до ста метров. На нас шёл средний немецкий танк «Т-4». При стрельбе с ходу результативные попадания были редкими. А тут – или нас, или мы. Командир даёт команду: «Короткая!». Делаю остановку 3 – 5 секунд. Выстрел. Вижу, как у фашиста слетела башня.
Такие контратаки продолжались до 14 июля. Оборону мы держали недалеко от станции Поныри в северной части Курского выступа. Здесь мы воевали в составе танкового полка. Было в полку 60 танков, половина из них лёгкие, со слабой бронёй и вооружением.
С 14 июля мы перешли в наступление. Пока все члены экипажа были живы. Потери были большие. Оборона нам стоила 30 лёгких и 15 средних машин, что фактически три четверти полка. Да, немалой кровью советских танкистов давалась победа на Курской дуге.
За прошедшие бои командование представило нас к правительственным наградам. Я получил самую главную из всех солдатских наград – медаль «За отвагу».
Наступил коренной перелом в войне. Наступление развивалось. 5 августа освободили Орёл, затем Брянск, в конце сентября вступили в Белоруссию. Дальше были форсирование Днепра, освобождение Белоруссии, закончил войну в Польше.
Как с горечью отмечал всегда Евгений Евстафьевич, за этот период наступления, после обороны на Курской дуге, им были потеряны составы почти четырёх экипажей и пять танков. У него самого было четыре ранения, дважды проходил лечение в госпиталях – в сентябре 1943 года и в июле 1944 года. И ещё доставалось, но удалось сильно не пострадать.
А сколько было таких случаев, когда за один миг погибал или сгорал вместе с машиной весь экипаж. Танк – оружие коллективное, победа общая, и судьба часто не давала кому-то исключительную возможность выжить. Поэтому награды он не носил.
Несомненно, что Евгению Евстафьевичу присуща была личная скромность. За войну в разное время Новиков имел 3 ордена и 16 медалей. Он и здесь не выделялся из экипажа. Всегда повторял: «Это награды моих погибших товарищей». Во всяком случае, мне не довелось увидеть его при полном параде, хотя в скольких мероприятиях участвовали вместе – трудно представить.
Весь свой период участия в войне освещал кратко: «Начал войну под Калугой, а закончил под Варшавой, где был ранен в четвертый раз». Мы у него спрашивали: «Было ли страшно?».
«Было, – отвечал он, – особенно, когда видел смерть своих товарищей. Но потом появлялось безразличие к жизни и смерти.Короткое русское слово «надо» ставило всё на свои места. Была ещё ненависть к врагам, потребность в их истреблении. Это чувство возникло в большей степени при виде сожжённых деревень, разрушенных городов, растерзанных женщин и стариков, плачущих сирот-детей. Особо эти фашистские звери постарались на Брянщине и в Белоруссии, где шли мы наступлением и воочию видели сами. Разве можно было простить за всё содеянное на нашей земле фашистскими палачами, пришедшими истребить и поработить наш народ».
С октября 1944 года по июнь 1947 года Евгений Ефстафьевич проходил учёбу в Чкаловском, а затем в Сызраньском танковых училищах. Затем продолжил службу механиком-водителем в Приволжском военном округе на военной базе. Уволен в запас в 1950 году. С этого времени Новиков начинает свою мирную работу в городе Ельне.
Работает в Шараповской семилетней школе, где преподаёт русский язык, литературу, историю, физику.
Затем оканчивает историко-филологический факультет Смоленского педиститута.
С 1959 года работает в аппарате районного комитета КПСС. А с 1975 по 1986 год был освобождённым председателем райкома профсоюза работников сельского хозяйства. С началом работы в районе Евгений Евстафьевич глубоко вникал в экономические, хозяйственные вопросы развития района, в состояние социальных, бытовых условий, особенно на селе. Он сумел сформировать глубокие знания героической истории Ельнинской земли, знал очень многих известных людей войны и труда. Его особо яркие выступления по гвардейским событиям 1941 года, партизанской борьбе, освобождению Ельнинского района от фашистов в 1943 году всегда вызывали глубокий интерес и внимание.
Мы все хорошо помним его по выступлениям в Ушаково, сквере Боевой Славы, в школах района, СПТУ, техникуме, в районном Доме культуры. Он свободно владел информацией по военным событиям, хозяйственной деятельности района. Словом и делом всегда был готов оказать содействие и помощь. Если почитать нашу районку «Знамя», то с его выступлений соберётся значительный материал, да и о нём персонально.
Уместно отметить, что с ним было интересно побывать на местах боёв под Ельней, а если что-то попадало из военных предметов, то непременно шло в Ельнинский музей. Продолжая эти добрые традиции, и мы старались всё подходящее передать в музей. Не скрою, что при этом в душе всегда рождалось чувство исполненного долга перед памятью погибших.
Немало мы дорог исколесили, да и не только дорог, а скорее, направлений. Всё это с живыми словами ветеранов побуждало к глубоким размышлениям, и прежде всего, попытаться понять, насколько был силён патриотизм интернационального советского народа.
Особо хочу отметить, насколько Новиков пытался всеми силами доказать значение в боях под Ельней воинов 19-ой стрелковой дивизии. Дивизия по праву достойно сражалась в обороне и наступлении на Ельню в 1941 году. И оказалась, по мнению ветерана, не справедливо забыта. Евгений Евстафьевич сам задумал обелиск, его изготовили и 22 июня 1984 года установили возле старого большака, между деревнями Песочня и Клемятино. Теперь дороги там нет, а обелиск стоит среди зелёных деревьев и трав.
«А она должна была быть среди первых гвардейских», – это были его слова. Наверное, так должно было и быть.
Часто его просто звали Евстафьевич, он всегда участвовал в работе районного совета ветеранов войны и труда. Был достойным коммунистом в советское время, а потом возглавлял районный совет КПРФ.
Он уважал, знал многих сельчан и рассказывал о них в газете и выступлениях, вместе с ними переживал за утрату нашей страной многих позиций в 90-е годы минувшего столетия.
В последние годы жизни серьёзно болел, но всегда с нами общался, пытаясь держать себя, преодолевая боль.
Надо справедливо сказать, что жена его, Александра Михайловна, по-настоящему боролась за его жизнь. Казалось, уже совсем близко черта, а он опять на ногах – таким он был.
Как-то Владимир Иванович Кондрашов говорил: «Только мы с Евстафьевичем остались на этой земле, пора уже на покой». А мы в шутку, а может и всерьёз, отвечали: «Вас оставили живым связующим звеном поколений, так что помирать команды не было».
В ноябре 2015 года Евгений Евстафьевич Новиков умер, было ему 90 лет.
И.Судейкин. / Фото из архива автора.

Посвящается Е.Е.Новикову
Под Знаменем Победы
(Слова и музыка Ю.Болдырева).
Стояла под Москвою
тяжёлых танков часть,
Случилося парнишке тогда
в неё попасть.
Механик танка как-то
парнишке поручил,
Чтоб в узком месте
провод стремянкой закрепил.
И юного помощника заметил
экипаж,
И стал Евгений Новиков
своим он тот же раз.
За время формировки
юнец активным был.
В процессе техухода
машину изучил.
Когда в бою механик смертельно ранен был,
Его парнишка сразу
на танке заменил.
Он мастерски машиной
в сраженьи управлял,
И борт врагу под пушки
нигде не подставлял.
Четыре раза ранен,
три танка враг подбил,
За Родину сражаясь,
нигде не отступил.
Фашистов разгромили,
закончилась война,
Домой явился в Ельню
товарищ старшина.
Ещё болели раны,
военный пепел тлел,
Придя домой с работы,
за книгу воин сел.
К наградам, что имел он
и честно заслужил,
Он ромбик институтский
к костюму прикрепил.
А чтоб войны уроки
И враг не забывал,
Свой танк Евгений Новиков
Завёл на пьедестал.
Стоит тот танк под Ельней,
Навек обрёл покой
Под Знаменем Победы
И летом, и зимой.
И было чем гордиться,
Пред Родиною чист,
Герою комсомольцу,
Кто ныне коммунист.
Залечивали раны,
Поднялася страна,
Шестнадцать было парню,
Когда пришла война.

230

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеОбъявления
Полезные ресурсы
Рекламный баннер 990x90px center-bottom