| Валюта | Дата | знач. | изм. | |
|---|---|---|---|---|
| ▲ | USD | 05.12 | 76.97 | 0.99 |
| ▲ | EUR | 05.12 | 89.9 | 0.69 |
Со дня Великой Победы прошло уже 80 лет, но память о тех героических днях жива. Свой весомый вклад в это важное общее дело в те грозные дни внесла и наша 144-я гвардейская Ельнинская, которая является правопреемницей 32-й Саратовской стрелковой дивизии, преобразованной в мае 1942 года за стойкость при обороне Москвы и боевые подвиги в дальнейших наступательных сражениях в 29-ю гвардейскую дивизию.
Это прославленное войсковое соединение покрыло себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны, и в наши дни личный состав достойно продолжает 103-летнюю героическую историю своих предшественников.
По решению Ставки Верховного Главнокомандующего, 1 апреля 1945-го победного года, 2-й Прибалтийский фронт был ликвидирован, а входившие в него армии включены в состав Ленинградского фронта.
В конце марта – начале апреля 1945 года 29-я гвардейская дивизия, как и другие войска 10-й гвардейской армии, вошла в состав Ленинградского фронта, которым командовал маршал Леонид Александрович Говоров. Задача гвардейцев оставалась прежней – ликвидация группы фашистских войск «Курляндия» (бывшая группа армий «Север»).
Ежедневные позиционные, скоротечные, с дерзкими ночными вылазками бои продолжились. Широкомасштабных же наступлений в апреле фронт не предпринимал. Близилось победоносное завершение Великой Отечественной войны, и наше командование стремилось избежать излишних потерь. Однако возможность крупномасштабного столкновения с противником не исключалась, и войска готовились к нему.
В эти дни 29-я гвардейская Ельнинская дивизия получила некоторое пополнение личного состава. Теперь в ней насчитывалось 4465 человек. Завезли боеприпасы, привели в порядок вооружение и боевую технику.
В ночь на 7 мая разведчики заметили необычное оживление в стане противника. В глубине его обороны раздавались мощные взрывы, на переднем крае фашисты покидали траншеи…
А двумя месяцами ранее полковник Венедикт Михайлович Лазарев получил боевой приказ – прорвать оборону противника, овладеть Салдусом, с последующим выходом в район Либавы. Его 29-я гвардейская стрелковая дивизия была назначена в состав ударной группировки, в которую кроме неё вошла и 8-я гвардейская стрелковая дивизия имени И.В.Панфилова под командованием полковника Георгия Ильича Ломова. Тогда как 87-й гвардейский стрелковый полк (командир – полковник Иван Моисеевич Третьяк) 29-й сд был придан в резерв командующего армией.
Боевые действия развернулись 17 марта 1945 года, и командарм сразу же был вынужден воспользоваться своим резервом – 87-й полк получил задание особой важности.
Дело в том, что наступавшая в авангарде 10-й гвардейской армии 8-я гвардейская стрелковая дивизия имени И.В.Панфилова, 18 марта, вырвавшись вперёд в лесной массив под Салдусом, оказалась отрезанной от остальных соединений армии, чем и воспользовался противник – фронтальный и фланговый удары панфиловцам нанесла 12-я немецкая танковая дивизия, бывшая до этого момента в оперативном резерве группы армий «Курляндия».
В результате дальнейших боёв главные силы 8-й дивизии попали в окружение. Для оказания помощи войскам, оказавшимся в тяжёлом положении, генерал-полковник Михаил Ильич Казаков и ввёл в сражение свой резерв – 87-й гвардейский стрелковый полк, усиленный тяжёлым танковым полком, двадцатью танками «ИС-2» и другими подразделениями.
Полк должен был прорваться в тыл противника и во взаимодействии с наступавшей на этом участке фронта 85-й гвардейской стрелковой дивизией ударить по контратакующей фашистской группировке, тем самым облегчив положение попавших в окружение.
Из-за плохой координации действий частей штаба армии, полк Ивана Моисеевича Третьяка также оказался в глубоком тылу противника и был отрезан от своих частей. Вместе с 87-м полком в глубь немецкой обороны прорвались 90-й гвардейский стрелковый полк 29-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием подполковника П.Похалюка, стрелковый батальон во главе с подполковником Н.Грищенко и тяжёлый танковый полк во главе с начальником штаба.
Боевые действия группы войск в силу сложившейся обстановки и поставленной первоначально задачи приняли маневренный характер. Группа совершила рейд по тылам противника, расстроив его управление и снабжение.
На следующий день, согласовав со штабом армии маршрут рейда и место выхода группы к своим войскам, подполковник Иван Моисеевич Третьяк, как командир группы, со своим штабом приступил к реализации данного плана.
За время рейда по тылам группа отвлекла от 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени И.В.Панфилова 12-ю танковую дивизию и другие части вермахта, захватила и доставила в расположение своих войск богатые трофеи и большую группу пленных, но и сама понесла тяжёлые потери личного состава.
За умелые действия при командовании группой войск во время этого рейда подполковник Иван Моисеевич Третьяк был награждён полководческим орденом Александра Невского.
В начале апреля 1945 года 87-й гвардейский стрелковый полк был выведен на переформирование.
В один из дней в полк приехал командующий 10-й гвардейской армией генерал-полковник Михаил Ильич Казаков для вручения правительственных наград отличившимся воинам полка. Командиру полка подполковнику Ивану Моисеевичу Третьяку и командиру пулемётной роты старшему лейтенанту Александру Дятлову за боевые подвиги были вручены знаки отличия Героя Советского Союза – медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
В апреле командование Ленинградским фронтом было занято разработкой плана и готовило решительную операцию по разгрому курляндской группировки противника. Операция намечалась на начало второй декады мая, но события развернулись так, что проводить её не пришлось. Фашистское командование поспешило отвести войска своей 16-й армии. В ночь на 7 мая 1945 года вражеские дивизии стали отходить на главную оборонительную позицию. Передвижение немцев вовремя обнаружили советские разведчики. Рано утром 7 мая в бой вступили сначала разведотряды, а за ними передовые части и главные силы первого эшелона. Советская пехота, поддержанная атаками штурмовиков и бомбардировщиков, за день продвинулась по всему фронту на 4 – 8 километров.
Утром 7 мая, когда наступавшие советские войска начали преследование противника, на радиоволнах штабов курляндской группировки в эфире был несколько раз передан текст ультиматума Маршала Советского Союза Леонида Александровича Говорова командному составу блокированных в Курляндии вражеских войск.
Немецкое командование не ответило на ультиматум. Тогда маршал Говоров приказал войскам продолжить преследование противника.
Утром 8 мая 1945 года 87-й гвардейский стрелковый полк был введён в бой на правом фланге 29-й гвардейской стрелковой дивизии, в стыке с соседним соединением. Батальоны полка напористо пошли в атаку, вблизи траншей противника бойцы броском кинулись вперёд и прорвали первую линию обороны гитлеровцев.
Бой ожесточился, но развить первый успех нашим воинам не удалось. Болотистая местность несколько задержала артиллеристов на путях подхода. Часть орудий пришлось перетаскивать на руках. В контратаке фашисты применили самоходные артиллерийские установки «артштурм». Бойцы попробовали забросать их гранатами, но в данной ситуации они оказались малоэффективным средством. Наша пехота вынужденно пропустила САУ через свои порядки, понеся чувствительные потери, а прорвавшийся «артштурм» весь погиб от огня успевших к тому моменту встать на огневые позиции артиллерийских батарей.
С жестокими боями полки 29-й гвардейской стрелковой дивизии прошли за день 8 мая по землям Курляндии 8 – 10 километров.
Днём 8 мая 1945 года разведка полка донесла, что противник снимает войска с переднего края. К вечеру этого же дня гитлеровцы в основном прекратили бои в Курляндии. Солдаты и офицеры в одиночку и группами стали сдаваться в плен. Но иные узлы и опорные пункты стойко, хотя и бессмысленно, продолжали сопротивляться.
8 мая 1945 года 10-я гвардейская армия генерал-полковника Михаила Ильича Казакова овладела восьмистами населёнными пунктами, в том числе крупными железнодорожными станциями Тукумс и Салдус, и, захватив много пленных, продвинулась на 30 километров.
На исходе 8 мая 1945 года части 329-й немецкой пехотной дивизии начали массовую сдачу в плен частям 29-й гвардейской Краснознамённой ордена Суворова Ельнинской стрелковой дивизии.
В тот же день радисты Ленинградского фронта на разных волнах приняли радиограмму от командующего войсками курляндской группы армий генерала инфантерии К.Гильперта о всеобщей капитуляции. Одновременно с этим К.Гильперт, связавшись с новым верховным командованием немецкой армии, стал принимать меры по переброске своих войск в Германию.
Эта тактика фашистского командования была разгадана разведкой Ленинградского фронта, и для воспрепятствования вражескому замыслу наши подвижные группы вступили на территорию, где находились вражеские войска.
8 мая 1945 года в селе Эзере начались переговоры начальника штаба фронта генерал-полковника Маркиана Михайловича Попова с представителем командующего группой войск «Курляндия» К.Гильперта обер-квартеймейстером генерал-майором Раузером о капитуляции курляндской группировки немцев. После подписания документа о порядке капитуляции и разоружения немецких войск, передаче об этом радиограммы генералу К.Гильперту, на переднем крае противника появились белые флаги.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года (по московскому времени) в предместье Берлина Карлсхорсте состоялось подписание окончательного акта о безоговорочной капитуляции Германии.
9 мая гвардейцы полковника Венедикта Михайловича Лазарева, в соответствии с актом капитуляции, приступили к разоружению немецких войск курляндской группировки и ликвидации отдельных групп, оказывающих сопротивление.
10 мая эта работа продолжилась. К концу дня части дивизии вышли на рубеж М.Кавиле, Яунамуижа, Квинта, завершив выполнение своей последней боевой задачи.
За четыре предшествующих месяца гвардейцы под командованием полковника Лазарева нанесли существенный урон противнику – взяли в плен 122 солдата и офицера (кроме сдавшихся по капитуляции), захватили в качестве трофеев 32 автомашины и столько же разных орудий, 155 пулемётов, 195 автоматов, 606 винтовок, четыре танка и самоходные установки, 25 лошадей и 45 повозок, около четырёхсот тысяч патронов и семи тысяч снарядов. Кроме того, части дивизии уничтожили более двух с половиной тысяч гитлеровцев, 20 танков и самоходных установок, 64 орудия, 56 миномётов, около двухсот лошадей и много другого военного имущества.
И хотя уже было широко объявлено о капитуляции фашистской Германии и о подписании в Берлине Акта о безоговорочной капитуляции представителями верховного командования Германии, однако далеко не все немецкие войска прекратили бессмысленное сопротивление. Вышедшие на побережье Балтийского моря группы, состоявшие в основном из офицеров, пытались на лодках и любых подручных плавсредствах уйти в Скандинавию. А некоторые подразделения расчленённых фашистских дивизий, состоявшие в основном из националистов-прибалтов и недобитых предателей-власовцев, превратились в банды, которые продолжали бесчинствовать в Курляндии. Воины Красной Армиии совместно с войсками НКВД и милицией были вынуждены ещё долгое время вести с ними борьбу и хоронить бойцов, павших в бою или коварно убитых из-за угла уже после окончания войны.
Что касается всей курляндской группировки гитлеровцев, капитулировавшей перед войсками Ленинградского фронта, то её общая численность составила более 280 тысяч человек. На вооружении она имела свыше трёх тысяч артстволов и миномётов, до пятисот танков и штурмовых орудий. Боевые действия в Курляндии она прекратила сразу.
Вплоть до 28 мая 1945 года 10-я гвардейская армия и другие части Ленинградского фронта очищали полуостров от остатков вражеских войск, укрывавшихся в лесах. Чаще всего обходилось без кровопролития – обнаруженные нашими бойцами немецкие солдаты и офицеры поднимали руки без сопротивления. Но случались и мелкие бои.
Командующий Ленинградским фронтом Леонид Александрович Говоров докладывал Верховному Главнокомандующему 31 мая 1945 года, что войска фронта взяли в плен штабы и войска курляндской группы войск 16-й и 18-й немецких армий, семи армейских корпусов и восемнадцати пехотных, двух охранных и двух танковых дивизий, две боевые группы, мотобригаду «Курляндия», пятьдесят отдельных батальонов, двадцать восемь артиллерийских соединений и частей, а также спецчасти противника.
И вот наступил долгожданный мир. Над коварным врагом была одержана блестящая победа, путь к которой прославленное соединение начало в октябре 1941 года на Бородинском поле. Совершив марш по маршруту Яунамуижа, Ковале, Помз, Канес, дивизия сосредоточилась в районе Канес, Эутзни, Штэле. Здесь она привела себя в порядок и приступила к повседневной боевой и политической подготовке.
Логическим завершением Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками стал Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Представители дивизии участвовали в нём в составе сводного полка Ленинградского фронта. Возглавлял полк генерал-майор Андрей Трифонович Стученко, бывший командиром дивизии в период освобождения Ельни 30 августа 1943 года. В строю чётко чеканили шаг её солдаты, сержанты и офицеры, отличившиеся в боях.
Победа Советского Союза над гитлеровской Германией, над европейским фашизмом, одержанная советским народом, имела огромное историческое значение в жизни всего мирового человечества. Грандиозность этого свершения стала особенно зрима после разгрома квантунской армии и капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, когда Советский Союз победоносно завершил Вторую мировую войну.
Первые эшелоны с демобилизованными солдатами и офицерами 29-й гвардейской Ельнинской дивизии отправились домой в июне 1945 года. Как вспоминали ветераны, провожали их торжественно, с оркестром. Уезжавшим предстояло скоро увидеть родную землю. Оставшимся же в строю предстояло служить и дальше любимой Отчизне, охранять её границы и мирный труд советских людей.
Материал подготовлен
при информационной
поддержке заместителя председателя
совета ветеранов
144-й гвардейской
мотострелковой
Ельнинской
Краснознамённой,
ордена Суворова дивизии Е.Ходысько.
Оставить сообщение: