Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 31.07 73.14 -0.0516
EUR 31.07 86.99 0.1289
Архив номеров

Ушёл в бессмертие – непокорённым!

2015-05-22

Они как-бы перекликаются между собой песней о Цусиме:

В далёком Цусимском проливе,
Вдали от родимой земли,
На дне океана глубоком
Забытые есть корабли…
…И в шуме морского прибоя
Они говорят морякам:
«Готовьтесь к великому бою,
За нас отомстите врагам».

Вспоминая героических сынов ельнинской земли, участвовавших во всех военных баталиях, для которых долг перед Отечеством – святыня – вспомним о Цусимском сражении, что по духу и вере такое же, как сражения за Брестскую крепость, Севастополь, Одессу.
Героизм моряков в этом беспримерном морском сражении вызывал уважение даже у врага. Участником Цусимского сражения был капитан 1-го ранга, командир эскадренного броненосца «Ослябя» (спущен на воду в 1898 году) Владимир Иосифович Бэр (12.11.1853-14.05.1905 г.г.), уроженец г. Ельни.
В.И.Бэру в 1905 году, перед морским сражением, шёл 52-й год.
Высшая морская власть считала его опытным и знающим моряком. Он отлично владел английским, немецким и французским языками. Лет за шесть до Цусимы был командирован в Филадельфию (США) наблюдать за постройкой заказанных там военных судов. Кроме того, В.И.Бэр имел возможность пополнить свои знания моряка, будучи военно-морским агентом во Франции. Был он очень храбр, требователен к себе и подчинённым и «помешан» на наведении порядка на корабле.
К своим подчинённым, которых на броненосце «Ослябя» насчитывалось до 900 человек, в морском походе был особенно требователен. Известно, например, что медные баки, из которых команда ела суп, начищались до блеска, как церковные сосуды, чтобы все были сыты и здоровы. А кочегарку и силовую установку раз в неделю, перед его проверкой, мыли с мылом, чтобы корабль всегда был в боеготовности.
Цусимское морское сражение произошло между флотами России и Японии (14-15 мая 1905 года) и стало последней отправной точкой в русско-японской войне 1904-1905 годов за раздел территорий в тихоокеанской зоне между этими великими державами.
Вице-адмирал З.П.Рождественский, командующий эскадрой, шедшей уже 225 суток (семь с половиной месяцев) из Балтики до острова Цусима, поставил эскадре задачу: идти на север, отбиваясь от встречного японского флота, и прорваться во Владивосток, а не атаковать противника с целью прорыва. И эта задача выполнялась неукоснительно. (Крейсер «Алмаз» – командир И.И.Чагин, миноносцы «Бравый» – командир П.П.Дурново, и «Грозный» – командир К.К.Андржиевский прорвались во Владивосток).
Бой был неравен и жесток: 910 орудий японских и 185 наших. Их скорострельность составляла 360 выстрелов в минуту – у японцев, против 134 наших. 120 боевых кораблей японцев, против 31-го у нашей эскадры.
Как описывают оставшиеся в живых члены экипажа, в том числе и спасшиеся с броненосца «Ослябя», 14 мая 1905 года, во второй половине дня, показалась японская эскадра. На броненосце «Ослябя» пробили боевую тревогу. Все матросы и офицеры на своих местах стояли в парадной форме и были готовы к бою. Сам В.И.Бэр находился на мостике корабля, около боевой рубки, курил одну папиросу за другой. Внешне он был спокоен.
Но случилось непредвиденное. Противник открыл ураганный огонь всей эскадрой и нанёс мощный удар по двум главным целям. Этими главными целями были идущие флагманские броненосцы – левого отряда – «Ослябя» – командир В.И.Бэр, и правого отряда – «Суворов» (на нём находился командующий эскадрой вице-адмирал З.П.Рождественский). Суда обеспечения были между отрядами, а тыл прикрывал третий отряд.
Главная задача японцев заключалась в том, чтобы уничтожить русские флагманские корабли первого и второго отрядов и тем самым оставить эскадру без руководства и управления.
Первым был повреждён броненосец «Ослябя». Японские снаряды не пробивали броневого пояса, но зато уничтожали все верхние надстройки и приборы, вызывали пожары, выводили из строя орудия и личный состав.
За 50 минут боя «Ослябя» получил серьёзные повреждения, вышел из строя и вскоре затонул. Но до последней минуты капитан Бэр уверенно руководил спасением личного состава. Всего с броненосца было спасено 204 члена экипажа. Некоторые члены экипажа отказались покинуть корабль и вели огонь по противнику до последней возможности. Сам же командир броненосца В.И.Бэр, сделав всё возможное, закурил последнюю папиросу и отправился в боевую рубку, закрыв за собой дверь. Он разделил трагическую и героическую судьбу своего боевого корабля.
Каждый человек может по-своему оценить подвиг В.И.Бэра. Но, думаю, все сойдутся в одном – этот человек до мозга костей был предан Родине, своей профессии, которую любил и которой жил. Он был образцом командира для личного состава. Предан беззаветно морским традициям и Андреевскому флагу, который считался святыней, также как и корабельные иконы, которые нужно защищать до смерти. Эта совокупность любви и высочайшей ответственности как командира корабля оказалась сильнее смерти и самого страха смерти. И он, командир броненосца, капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр, русский морской офицер, проявив высшие качества патриота и морского офицера в бою против превосходящего многократ противника, не спустил Андреевский флаг корабля и ушёл в бессмертие непокорённым.
Он оставил нам, потомкам, великую и немеркнущую память и славу героя, рождённого на прославленной ельнинской земле. Думается, что примера этого подвига хватит на многие века для будущих поколений. И никому не отнять у нас ни Андреевского флага, ни Победного Знамени 1945-го года. Герои и Знамёна зажигают нашу душу героическим порывом, являя лучшие качества человека непобедимой нации.


Иван Мозговой,
генерал-майор.

897

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom