Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 19.10 71.17 -0.0657
EUR 19.10 82.46 -0.2684
Архив номеров

«Честь в стране родной»

2021-02-12

Петербург – родина научного изучения творчества и биографии Глинки.памятник глинке
Первые работы, заложившие основу Глинкианы, появились вскоре после смерти композитора. В течение двух десятилетий (с 1894 по 1918 год) на страницах петербургской «Русской музыкальной газеты» был отдел под названием «Глинкиана», в котором неоднократно публиковались новые материалы о Глинке.
Почти вся жизнь великого композитора прошла в этом городе. Петербург – арена деятельности композитора: здесь он учился, здесь начал свой творческий путь, здесь созданы его величайшие творения. Здесь Глинка пережил радость побед и горечь поражений, здесь сосредоточились все его дружеские связи.
Глинка был прав, когда говорил, что нигде его не любят так, как в Питере. Едва в столицу дошло известие о безвременной кончине композитора, все петербургские газеты и журналы откликнулись на трагическое событие. В «Некрологическом очерке» А.Н. Серова в журнале «Сын отечества» говорилось: «Россия оплакивает великого отечественного художника, основателя русской школы в музыке, одного из первостепенных деятелей по музыкальному искусству вообще…».
Императорское русское музыкальное общество выступило с инициативой поставить памятник М.И.Глинке в Санкт-Петербурге. 27 ноября 1902 года исполнилось 60 лет со дня первой постановки «Руслана и Людмилы». К этой знаменательной дате и было приурочено объявление о создании комиссии по сооружению памятника М.И.Глинке и о конкурсе на лучший проект.
Информация о конкурсе была опубликована в «Русской музыкальной газете», которая неоднократно анонсировала на своих страницах благотворительные концерты в пользу фонда на сооружение памятника. Пожертвования собирали всем миром, все слои общества вносили посильную помощь.
В 48 номере «Русской музыкальной газеты» за 1902 год «От Высочайше учрежденной Комиссии по сооружению в С.-Петербурге памятника М.И.Глинке» были объявлены следующие условия конкурса.
«На основании предложенного портрета Глинки, представить в Комиссию к 1 марта 1903 г. выполненную модель портретной статуи. Одобренные комиссией работы будут отправлены на заключение Императорской Академии художеств. После рассмотрения проекта Академией он может быть представлен с её заключением и мнением на «Высочайшее Государя Императора благовоззрение».
Комиссия назначает пяти приглашенным художникам за исполнение модели по 700 рублей, а победителю 8000 рублей.
В 1903 году комиссия по сооружению памятника согласовала с Государственной Думой и утвердила выделяемое под него место – его решили поставить на Театральной площади, на углу улицы Глинки, лицом к Мариинскому театру и Консерватории.
Примерно через месяц, 19 марта 1903 года, комиссией было отобрано два проекта из восьми проектов и моделей, представленных на конкурс: скульптуры И.Я.Гинцбурга и профессора Роберта фон Баха. Членами комиссии по сооружению памятника были признанные художники и профессора Императорской Академии художеств: вице-президент Академии граф И.И. Толстой, профессора А.И. Куинджи, В.А. Беклемишев, ректор Л.Н. Бенуа, академики П.А.Брюллов, П.П.Чистяков и другие. Два выбранных проекта, по мнению комиссии, нуждались в доработке: скульптору Баху было рекомендовано изменить позу композитора, а также изменить складки платья, признанные слишком тяжелыми. После доработки проекта работа Роберта Романовича Баха и его брата Александра была признана лучшей.
20 мая 1903 года, во вторник, в день рождения М.И. Глинки, в 2 часа дня в центре Театральной площади, между Мариинским театром и Консерваторией, после молебна и провозглашения вечной памяти великому русскому художнику, состоялась скромная закладка памятника Глинке.
Вот как об этом в своем дневнике писал Н.Ф.Финдейзен: «20 мая 1903 г. До стыда – скромно и апатично прошла закладка памятника (всероссийского!) Глинке. Всех насмешил священник, благословлявший закладку: «В 999-ую (вместо 99) годовщину дня рождения Глинки». Сейчас начали острить, что Глинка жил ещё до крещения Руси».
Первый кирпич положил Великий князь Константин Константинович, второй – сестра Глинки Л.И. Шестакова. Ни речей, ни музыкального исполнения на этом скромном торжестве не было. Памятник предполагалось возвести к следующей, 100-летней годовщине со дня рождения М.И. Глинки.
К декабрю того же года был проведен конкурс на сочинение текста кантаты, которую предполагалось исполнить в день открытия памятника Глинке в мае 1904 года. Лучшим признан текст В.П. Глебова, а сочинение музыки поручено М.А. Балакиреву.
В мае 1904 года должно было состояться торжественное открытие памятника и празднование 100-летия со дня рождения Глинки. В иллюстрированном журнале «Нива», № 20 за 1904 год, даже анонсировалось открытие памятника: «Двадцатого мая Россия празднует день столетия рождения своего величайшего национального композитора, основателя русской оперы и создателя гениальных произведений: «Жизни за Царя», «Руслана и Людмилы», «Камаринской», «Испанских увертюр», многочисленных романсов и пр. В этот день в Петербурге, на Театральной площади, на улице, названной его именем, возле консерватории, где прежде помещался Большой театр, в котором впервые поставлены были его оперы, открывается памятник Михаилу Ивановичу Глинке».
Юбилей Михаила Ивановича, обдумывавшийся Финдейзеном многие месяцы и отмененный из-за русско-японской войны, оставил горестный отпечаток в его душе, в свете чего воспринимались многие события того времени: «Снова «парад» – на этот раз ради 200-летия драгунского полка. Парады и смотры игрушечные продолжаются по-прежнему, а вот настоящий парад культурный надо было отложить! 100-летие рождения Глинки – на него наплевать, это ведь не то, что торжество освящения вновь вышитого штандарта… Грустно».
Торжественное открытие памятника в Петербурге состоялось спустя два года, в 49-ю годовщину со дня смерти композитора – 3 февраля 1906 года.
На постановку памятника было потрачено около 75000 рублей из собранных 106000 рублей, причем львиную долю на памятник пожертвовал сам Глинка, так как поспектакльная плата (никогда не получавшаяся ни композитором, ни его наследниками!), за представления его опер за 3 года, назначенная в пользу фонда памятника, дала около 25000 рублей.
После краткого вступительного слова состоялось открытие памятника. Бронзовая фигура, стоящая на постаменте красного мрамора, украсила Театральную площадь. Еще одним святым местом на земле стало больше.
Высота бронзовой фигуры – 3,5 м., а общая высота памятника – 7,5 м. Скульптура была отлита на заводе Морана. Композитор изображен в полный рост, он стоит, отставив вперед ногу, пальто расстегнуто, левую руку он небрежно зацепил у кармана брюк, а правую держит у пояса. Лицо сосредоточенное, напряженное, на нём ни тени сомнения, взгляд прямой и твёрдый. Создается впечатление, что он прослушивает новую оперу и думает, что изменить. Фасад постамента с датами жизни и смерти Глинки украшает большая лавровая ветвь, выполненная Р. Р. Бахом.
Главная часть торжества в этот день была сосредоточена в большом зале Консерватории. В музее истории Консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова сохранился «Порядок торжественного акта по случаю открытия памятника М.И.Глинке».
Порядок торжественного акта
3 февраля 1906 г.
I. Краткий отчет Высочайше учрежденной Комиссии по сооружению в С.-Петербурге памятника М.И. Глинке.
II. Кантата для Соло, Хора и Оркестра на открытие в С.-Петербурге памятника М.И. Глинке, слова Василия Глебова, музыка Милия Балакирева.
III. Антракт к эпилогу и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки.
Музыкальные №№ исполнят: Солистка Его Величества Н.А. Фриде, Хор и Оркестр Императорской С.-Петербургской оперы и военный хор музыкантов Финляндского полка, под управлением Э.Ф. Направника.
«На сцене, на фоне синего театрального неба, окруженный кулисами «тропической» декорации, возвышался бюст Глинки. Вокруг него сцена была переполнена хором, оркестром Мариинского театра и музыкантами Финляндского полка; зал – также переполнен публикой, самой разнообразной – от генералов до кадетов, от светских дам до консерваторок. Многочисленные поздравления поступали от Консерватории, Русской оперы, Санкт-Петербургской и Московской Городской Думы и других.
Под управлением Э.Ф. Направника исполнялась кантата М.А.Балакирева, покорившая красотой музыки. Публика устроила заслуженную овацию замечательному композитору. В конце программы торжественного собрания прозвучал последний оркестровый антракт и финальный гимн «Славься» из оперы М.И.Глинки. А вечером состоялось представление «Руслана и Людмилы» в Мариинском театре. Спектакль «Руслана» доставил прежнее наслаждение слушателям. В спектакле были собраны лучшие артистические силы. Своим прекрасным исполнением они создали живой памятник великой музыке творца русской оперы», – вспоминал Н.Ф.Финдейзен.
Позднее, как оказалось, место для установки памятника М.И. Глинке было выбрано неудачно, он мешал движению экипажей. В 1925 году, когда прокладывали трамвайные пути и делали перепланировку, его пришлось разобрать в связи с реконструкцией площади и укладкой трамвайных путей.
В 1926 году под наблюдением Н.Вальдмана памятник Глинке в Санк-Петербурге решают восстановить на Театральной площади с южной стороны здания консерватории. Теперь он расположен не в центре площади, а у правого крыла Консерватории, лицом к Мариинскому театру. Завод «Монументскульптура» занимался реставрацией и декором конструкции. Были сняты канделябры, комиссия посчитала их лишними. У пьедестала сооружена небольшая полукруглая площадка из того же гранита со ступеньками.
В 1944 году, после освобождения Ленинграда от фашистов, вновь была проведена реконструкция памятника: проводились реставрационные работы бронзовой фигуры композитора и лавровой ветви.
Однако в настоящее время, когда вновь планируется создать пешеходную зону и изменить движение транспорта, существует проект воссоздания памятника на прежнем месте.
Памятник стал местом поклонения почитателями таланта композитора. Летом студенты Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, будущие творцы, не прочь посидеть на ступеньках, получая благословение великого Мастера. Память о Глинке жива и нетленна, а музыка великого русского композитора продолжает звучать на площади Театральной.

Г.Титова,
младший научный сотрудник Музея-усадьбы М.И.Глинки.

1563

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom