Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 09.05 74.14 0
EUR 09.05 89.51 0
Архив номеров

Окунуться душой в живительные воды памяти

2021-02-05

Полвека – даже страшно подумать, сколько минуло лет с той поры, как мы покинули свой дом и наших земных богов – учителей.
В 1961 году начинается история 10 «А» класса, когда стали мы первоклашками. И встретила нас первая учительница Варвара Дмитриевна Борисова. Никогда не забуду её добрый, материнский взгляд, тёплые ладони её рук, певучий голос. Мы стали её второй семьёй. Варваре Дмитриевне пришлось изрядно повозиться с нами, озорниками. Я был в ту пору боевой мальчишка: за словом в карман не лез, имел своё мнение, и часто поступал наперекор. Видимо, пошёл в своего отца, Кондратия Петровича, который героически сражался на фронте, был тяжело ранен, имел высокие награды. И до войны, и после занимал руководящие посты в районе. И даже, когда ушёл на пенсию, не сидел сложа руки, учил меня писать заметки, часто помогал людям восстанавливать документы, оформлять прошения в различные инстанции. О его настойчивости и принципиальности в защите интересов простых людей ходили легенды. Наверно, поэтому на его похоронах в 1967 году никого не было из райкома КПСС.
Между прочим, В.Д. Борисову, мою первую учительницу, до войны учил в школе мой отец. Вот к нему и обратилась Варвара Дмитриевна, когда узнала, что будет учить его сына. Она высказывала опасения, справится ли с неукротимым и излишне самостоятельным характером своего будущего ученика Михаила Козлова. Видимо, кто-то напугал учительницу и сгустил краски насчёт моей персоны. Как много позже я узнал от самой Варвары Дмитриевны, отец успокоил и высказался так: ты, мол, Варвара, не переживай, мальчишка как мальчишка, правда немного упрямый, с убеждённостью в правоте своих поступков, но с воображением и смышлёный; почаще общайся доверительно с ним, давай поручения, пусть ощутит свою полезность для коллектива.
Совет пригодился, и никаких трудностей с моим воспитанием у неё не было. Между прочим, я пошёл по стопам отца, не только став редактором той же газеты, что и он. Мы оба закончили Смоленский пединститут, исторический факультет. Только с разницей в 50 лет.
Мой родительский дом расположен в самом начале улицы Советская, возле железнодорожной линии. В детстве я часто любил провожать пассажирские и грузовые поезда, воинские эшелоны, махая кепкой солдатам. И незабываемое чувство большой Родины – СССР – прочно поселилась во мне сызмальства, оно, можно сказать, сформировало меня как личность.
Варвара Дмитриевна привила нам многие положительные качества, в том числе бережное отношение к природе и любовь к чтению книг.
По мере нашего взросления расширялся и круг наших учителей.
В пятом и шестом классах английский язык нам преподавала молодая учительница Валентина Филипповна Сидельникова, с которой мы летом ходили в походы. Сидя с ней у костра, мы всегда дивились её широкому кругозору и товарищескому отношению к нам. Несомненно, наша «англичанка» и классный руководитель была яркой личностью и педагогом с большой буквы. По неизвестным для меня причинам, Валентина Филипповна, к нашему огорчению, покинула Ельню. И даже спустя много лет перед моим взором предстаёт её образ.
В 60-х годах черчение и рисование у нас преподавал Виктор Тимофеевич Рутковский. Несмотря на всю его, в общем-то кажущуюся строгость, он обладал весёлым характером и, как мне думается, был романтиком.
Поскольку Десна протекает недалеко от моего родительского дома, летом я проводил все свободное время на речке, а потому не раз видел, как Виктор Тимофеевич вместе со своими коллегами на берегу азартно играл в волейбол. Кстати, в нашем и параллельном классе физкультуру преподавали фанаты спортивных игр Александр Петрович Глебов и Евгений Михайлович Любавкин, кумиры мальчишек.
Между прочим, в моей школе, в учительской среде, царил дух коллективизма и культурного времяпрепровождения. Учителя охотно посещали в свободное время спортзал или спешили в районный Дом учителя, чтобы взять для чтения книги и поучаствовать в любительских спектаклях, которые удавались на славу, и публика была в восторге.
В любом добром деле запевалой (в прямом и переносном смысле) был директор школы Борис Ильич Добкин, человек-оркестр, если хотите. Со своей обворожительной улыбкой всегда приветливо здоровался и с детьми, и с коллегами. Был общительным и отзывчивым человеком, прирождённым лидером и всесторонне образованным.
Его статная и энергичная жена Дина Сергеевна была нашим классным руководителем в 9 и 10 классах. И так же, как Борис Ильич, вовлекала нас в разные общественные мероприятия. Я был в 10 классе редактором общешкольной стенной газеты. С большим удовольствием нередко выступал в актовом зале школы перед учащимися с докладом о жизненном пути популярных артистов театра и кино. И не удивительно, что первым вузом, куда я поступал после окончания школы, стало театральное училище имени Б.Щукина. Успешно пройдя два этапа творческого конкурса в «Щуке», пришлось уехать домой, так как закончились деньги.
Заслуженный учитель школы РСФСР Анатолий Васильевич Ткачев, историк, основатель школьного музея, кропотливо учил нас понимать историю с научной точки зрения, то есть видеть и различать главное и второстепенное.
Живой историей были для нас учителя-фронтовики Дмитрий Иванович Кривцов, Архип Архипович Родивилов, Павел Иванович Шемаров.
Моим любимым предметом, да и не только моим, стала литература. Классные сочинения мне удавались, особенно на свободную тему. Литераторы Вера Игнатьевна Родивилова и Лидия Яковлевна Чепрасова, бывало, ставили меня в пример, отмечая мой оригинальный подход к раскрытию образа литературного героя. В 8-м классе, с благословения Веры Игнатьевны, начал я писать стихи. Мои пробы в дальнейшем поддерживала и Лидия Яковлевна.
А ещё я закончил факультативный курс по математике у Ольги Ивановны Котляровой, она была с математикой на «ты» и во всём основательным человеком.
Прочные знания давали своим любознательным ученикам учителя химии Валентина Ивановна Щербакова, немецкого языка Мария Михайловна Даниличева, ботаники и зоологии Валентина Трофимовна Семёнова, астрономии Вера Николаевна Клишина и другие.
Мы, школьники той поры, росли не барчуками. Часто ездили на село спасать урожай, трудились на пришкольном участке, мыли полы в классе и делали многое другое. А летом 1970 г., по призыву Бориса Ильича, активно участвовали в завершении строительства новой школы на улице Ленина. Заработали «корочки» по строительным специальностям.
До сих пор бережно храню своё удостоверение штукатура-маляра 3 разряда. Кстати, наш выпуск (три класса, около 80 учащихся) был самым первым в новом здании.
Одноклассник Александр Трандин, он живёт в Ярцевском районе, бывший председатель колхоза, а ныне – фермер. В классе он крепко дружил с Иваном Петраковым, ставшим впоследствии подводником, капитаном 3 ранга. Кстати, старшими офицерами несли в своё время воинскую службу Василий Иванов из Ельни (вертолётчик) и Александр Зайцев из д. Шуярово. Сейчас Саша живёт в Украине с женой Татьяной. У них растут внуки.
В старших классах я сидел за одной партой с Володей Ржевским, который тоже стал офицером.
Замечательные ребята учились в нашем классе. К сожалению, за прошедшие годы кто-то из нашего школьного братства ушёл из жизни и остался жить только в памяти (Александр Порцевский, Александр Конашков, Николай Ходин, Лариса Судейкина, Владимир Кривцов, Николай Тарбаев, Надежда Спиридонова), а кого-то, к счастью, и с радостью встречаю на улицах родного города, выражаю им своё уважение.
Как-то ко мне в редакцию заходила Люда Королёва, живёт в Смоленске, на пенсии. Всегда искренне рад встрече не только со школьным товарищем, но и с другом детства, Анатолием Губановым, мастером на все руки, и человеком неиссякаемого оптимизма. Разве забудешь, как мы, капитаны двух уличных команд по футболу, сражались на лугу возле Десны, вырабатывая характер и волю к победе.
Общаясь с Таисией Золотухиной (в девичестве Кондрашенкова), вспоминаем, кто и где живёт, сколько у кого детей и внуков, как будто речь идёт о наших семьях.
Летом 1970 года, отдыхая в родной деревне моей одноклассницы Таисии, находясь в гостях у своего знакомого Александра Щербакова, я побывал в местном клубе. Возвратясь домой, написал заметку «В клубе скука», которая вышла в «Знамени» в сентябре того же года. Это была моя первая журналистская «ласточка». И вот уже полвека моя судьба тесно связана со «Знаменем» Исаковского.
Недавно узнал, что больше не преподаёт английский язык в моей родной школе замечательный педагог Надежда Михайловна Кондукова. Она последняя из учителей, кто знал нас ещё в школе. Надежда Михайловна – человек душевный во всех смыслах и видящий во всем светлые стороны, что сегодня редкость. До сих пор учусь у нее такому владению своим внутренним миром. Что не вредно в любом возрасте. Более полувека полновесно отдано ею народному образованию. Есть чем гордиться.

Жаль, что ушла на заслуженный отдых и моя одноклассница Таисия Михайловна Золотухина, любимая классная для многих, талантливый учитель математики, это знают все. Скольким выпускникам она дала путёвку в жизнь! Не забывайте, математика в XXI веке – реально царица всех наук.
Как редактор газеты «Знамя» не теряю связи с родной школой ещё и в деловом плане. В школе трудятся преподавателями два наших активных внештатных корреспондента. Это Антонина Михайловна Зюзина, Наталья Александровна Семёнова, которые много лет присылают в газету интересные материалы о жизни учебного заведения.
Пусть эта моя статья непременно даст повод кому-то окунуться в живительные воды памяти, чтобы, вспомнив свои школьные годы, когда мы все так искренне любили и верили в себя, обрести в душе вторую молодость.
А наша средняя школа №2 им. К.И.Ракутина уверенно шагает в ногу со временем дальше, в третье тысячелетие. Плодотворно работает по внедрению федеральных государственных стандартов нового поколения. В этом году заканчивает школу №2 и мой внук Георгий. Кстати, это же учебное заведение закончил в 1992 г. и сын Сергей.
От всего сердца желаю выпускникам 2021 года, чтобы сбылись их мечты, и судьба была к ним благосклонна.


Михаил Козлов.

917

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom