Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 18.10 71.24 0
EUR 18.10 82.73 0
Архив номеров

Новоспасское стало их судьбой: А.И.Швайкин & Т.К.Королёва (Документальный очерк)

2020-11-20

В 1961 году вместе с мужем А.И.Швайкиным, который был назначен директором Новоспасской восьмилетней школы Ельнинского района, переехала на родину великого русского композитора М.И.Глинки, в село Новоспасское.
Александр Илларионович Швайкин родился 8 сентября 1928 года в г. Красный Краснинского района Смоленской области. Его отец был юристом, работал в органах суда и прокуратуры, член партии с 1919 года. Мать – Ефросинья Никаноровна Швайкина ­– заслуженный учитель РСФСР, женщина с активной жизненной позицией, депутат Краснинского совета депутатов трудящихся, член райкома профсоюза, была награждена орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», тоже член партии. В октябре 1941 года Александр Илларионович был эвакуирован с матерью в Удмуртскую АССР. Там продолжал учебу и по окончании 7 классов стал работать заведующим избой-читальней. В конце декабря 1943 года они с матерью вернулись в Смоленскую область, в г.Гжатск (ныне г. Гагарин Смоленской области), где в это время в прокуратуре работал отец. Учился в Гжатском сельскохозяйственном техникуме и Гжатской средней школе. В 1948 году переехал в г. Красный, в связи с изменением места жительства родителей. Окончив 10-й класс Краснинской средней школы рабочей молодежи, Александр Илларионович поступил в Смоленский учительский институт. По окончании его с отличием был направлен учителем географии в Краснинскую среднюю школу.
Здесь Александр Илларионович и познакомился со своей будущей женой Тамарой Кузьминичной Королевой. Выпускница Смоленского государственного педагогического института имени К. Маркса, равно наделённая красотой и умом, юная Тамара не могла не обратить на себя внимание Александра Илларионовича. Несмотря на разницу в возрасте, этих людей многое связывало. Так же, как и Александр Илларионович, Тамара Кузьминична родилась в г. Красном Краснинского района Смоленской области. Отец Тамары Кузьминичны, Кузьма Алексеевич, был партийным работником. В 1941 году был арестован полицаями на глазах жены и малолетней дочери, позже был расстрелян. Долгие годы семья ничего не знала о его судьбе. Арест отца, страшные годы войны и полуголодного детства навсегда врезались в память девочки. Мама Тамары Кузьминичны, Лукерья Ивановна – женщина самобытного ума и неутомимая труженица. После ареста и расстрела мужа осталась верной своей любви до конца, всю себя она посвятила воспитанию дочери. Всегда была рядом с ее семьёй, помогала вести хозяйство, без которого прожить в деревне было нельзя, помогала воспитывать свою внучку, а потом и правнука. Долгие годы Лукерья Ивановна проработала в Музее-усадьбе М.И.Глинки музейным смотрителем. В книге отзывов за 1985 год сохранились записи посетителей с благодарностью Лукерье Ивановне, где особо отмечается приветливость и самобытность этой женщины. Как и Александр Илларионович, Тамара Кузьминична выбрала педагогическое поприще. Также, как Александр Илларионович, она после окончания института вернулась в родной город.
Одинаковые взгляды на жизнь, увлечение литературой и историей, тяга к путешествиям и надежда на счастливое совместное будущее на долгие годы сплотили Александра Илларионовича и Тамару Кузьминичну. Взявшись за руки в августе 1959 года, они уже не расставались ни на минуту. Первое совместное назначение в Гжатскую школу-интернат, первый семейный переезд станут для этой пары началом большой и счастливой жизни, которую они посвятят большому и важному делу – сохранению великого наследия великого композитора М.И.Глинки.
Первая встреча с Новоспасским у супругов Швайкиных состоялась в августе 1961 года, когда Александр Илларионович получил назначение на должность директора Новоспасской восьмилетней школы, а Тамара Кузьминична – место учителя русского языка и литературы. Вот как описывает эту встречу сама Т.К.Королёва: «Здесь все выглядело первозданным, нетронутым. За внушительным забором с кирпичными столбиками – величественные дубы и вязы, летящего над парком аиста мы восприняли как символ добра и спокойствия. Наши первые впечатления: восторг от причастности к заповедному месту и чувство жалости, даже невольной вины за его заброшенность и неухоженность». С этого момента судьба накрепко свяжет Тамару Кузьминичну и Александра Илларионовича с заповедным местом.
До переезда в Новоспасское Швайкины жили в районном городке, где деревенский и городской уклады жизни как бы перемешались, слились воедино. Однако в Новоспасском приезжие учителя сразу обрели ранг «горожан»: вот и разберись, как к тебе относятся люди – то ли по-доброму, то ли отчужденно? Дом приехавших учителей на селе вызвал большое любопытство. К Швайкиным присматривались, судили об их работе и жизни так и эдак. Кому-то они приглянулись сразу, но кое-кто не спешил «принимать» приезжих сердцем. Швайкины жили всеми заботами села, ставшего для них родным, к ним обращались за советами, книгами. Время двигалось неторопливо, разнообразя жизнь радостями и огорчениями, малыми и большими событиями. Не без участия Александра Илларионовича в Новоспасском открылась новая средняя школа, рядом с которой возник вишнёвый сад, потянулись к небу дубки, посаженные новоспасскими школьниками, вдоль течения ручья зазеленели молодые елочки.
Новоспасское всегда притягивало людей, неравнодушных и увлекающихся жизнью и творчеством М.И.Глинки. Их поиски часто заканчивались в школе, где ещё до приезда Швайкиных силами учеников и учителей был создан школьный музей композитора. Скромный по объему собранного материала, он не мог всецело удовлетворить запросы гостей Новоспасского. Тамара Кузьминична и Александр Илларионович хорошо это понимали и практически сразу занялись изучением жизни и творчества композитора. Они понимали, что нельзя жить на родине гениального композитора и ничего не делать по пропаганде созданной им музыки, по увековечению его памяти. Местные школьники, хранившие в своей памяти много легенд, былей и небылиц, желая как можно больше узнать о своём земляке, активно включились в увлекательную собирательскую работу, которую возглавили любимые учителя. Собирая сведения о Глинках, они наладили переписку с музеями, библиотеками и архивами Смоленска, Москвы и Ленинграда. В апреле 1970 года из Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина на адрес Новоспасской школы пришло письмо:
«Дорогие ребята! В государственном Центральном музее имени А.А.Бахрушина хранятся материалы по истории русского и советского театра. Мы посылаем вам фотографии сцен из опер М.И.Глинки, поставленных на сцене Большого театра, кроме того вам будет интересно увидеть фотографию первого исполнителя роли Ивана Сусанина О.А.Петрова. Желаем вам успехов в создании школьного музея».
Это письмо, а также поддержка Центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки (ныне Российский национальный музей музыки), Государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина и других культурных центров окрылила исследователей и вселила надежду и веру в то, что создание школьного музея – это первый шаг к воссозданию усадьбы, где родился композитор.
Большую помощь Тамара Кузьминична и Александр Илларионович получили от старожилов Новоспасского и окрестных деревень. Например, Федор Михайлович Сорокин, крестьянин села Новоспасского, хорошо владел столярным ремеслом и помогал А.И.Швайкину мастерить витрины и стеллажи для школьного музея, за работой много беседовали о старине. Кроме этого, Федор Михайлович был скрипачом-самоучкой. На скрипке собственного изготовления виртуозно исполнял «Камаринскую» Глинки, народные песни и наигрыши. После смерти Ф.М.Сорокина скрипку хранила его семья. В музее сохранилось письмо, адресованное Швайкиным, жене Федора Михайловича, Александре Сергеевне, с просьбой передать реликвию в Новоспасское. Однако нам неизвестно, какой ответ получил Александр Илларионович, скорее всего, отказ, т. к. продолжение эта история получила только 15 февраля 2008 года, когда внук Ф.М.Сорокина, Андрей Леонидович, передал раритет в Музей-усадьбу М.И.Глинки на вечное хранение. К сожалению, Александр Илларионович не дожил до этого торжественного события, но именно ему мы обязаны тем, что скрипка местного музыкального самородка, а также многие другие мемориальные и аналоговые вещи хранятся сегодня на родине М.И.Глинки. На протяжении многих лет по всему Советскому Союзу разлетались письма за подписью Александра Илларионовича Швайкина, сначала директора сельской школы, затем научного сотрудника ещё строящегося музея, а потом и первого заведующего единственным в мире Музеем-усадьбой М.И.Глинки. Со времени появления первых записей о композиторе в дневнике А.И.Швайкина до назначения его директором Музея-усадьбы пройдет без малого 20 лет.
Смоленщина никогда не забывала о своём великом земляке. Весь путь от поступления первых мемориальных вещей в Смоленский областной краеведческий музей до открытия Музея-усадьбы М.И.Глинки в Новоспасском подробно осветила в своей статье «Возрождение «земного рая» М.И.Глинки» Н.Е.Волосенкова, заслуженный работник культуры, много лет возглавлявшая Смоленский государственный музей -заповедник. Вот что она пишет: «В 60-е годы 20 века научные сотрудники областного краеведческого музея продолжали выявление архивных материалов, относящихся к М.И.Глинке и его семье. В 1962 году фонды музея пополнились мемориальными предметами композитора, которые были переданы научно-исследовательским институтом театра и музыки в г.Ленинграде. Одновременно учителя Новоспасской школы А.И.Швайкин и Т.К.Королёва собирали материал для школьного музея». И дальше: «Ситуация кардинально изменилась в 1969 году, после того как 25 сентября последовало поручение Совмина РСФСР № 12782-422 «О мероприятиях по восстановлению родовой усадьбы М.И.Глинки». В соответствии с этим документом в 1970 году начаты исследовательские работы в усадьбе для составления проектной документации». Иван Ефимович Клименко, первый секретарь Смоленского обкома КПСС, в своей статье «Возрождение Новоспасского» называет Александра Илларионовича и Тамару Кузьминичну «людьми пытливого ума и широкого культурного кругозора» и считает большой удачей встречу с ними в Новоспасском: «Труды замечательных энтузиастов из Новоспасской школы оказались для нас бесценным кладом, в котором мы могли найти исчерпывающие ответы на очень многие вставшие вопросы». Руководители Смоленской области, работники организаций, ведущих строительство музейных объектов, все сотрудники нашего музея-заповедника были объединены общей мыслью о том, что мы воссоздаем первый и единственный в Советском Союзе музей М.И.Глинки, полагая, что подобный мемориал является делом не только Смоленщины.
Александр Илларионович и Тамара Кузьминична принимают предложение руководства перейти на работу в качестве научных сотрудников в Смоленский государственный музей-заповедник, это подтверждают записи в их трудовых книжках. Приказ №114 по Смоленскому музею-заповеднику от 30 августа 1979 года содержит следующее примечание: «Вменить в обязанности т. Швайкину А.И. ведение научно-исследовательской работы по созданию экспозиции в мемориальном Доме-усадьбе М.И.Глинки в с.Новоспасском. Считать Швайкина А.И. материально ответственным лицом». У супругов Швайкиных, мало искушенных в музейных тонкостях, начинается новый жизненный этап, связанный с многочисленными поездками по стране в поисках мебели, музыкальных инструментов, посуды и многого другого. Сохранились многочисленные записи Александра Илларионовича с адресами владельцев и списками хранившихся у них предметов. Пометки Александра Илларионовича на них коротки и лаконичны: «Был. Смотрел. Надо брать». Каждый предмет, найденный и приобретенный с помощью Александра Илларионовича, имеет свою увлекательную, а часто и рискованную историю поиска, обнаружения и, наконец, приобретения и доставки. Сколько тревог и переживаний, по словам Тамары Кузьминичны, доставляли поездки на дальние расстояния с огромными по тем временам денежными суммами. Часто владельцы предметов ни за какие деньги не хотели расставаться с ними, и тогда Александр Илларионович пускал в ход свой неистощимый талант убеждения. С доводами умного, интеллигентного и хорошо образованного человека нельзя было не согласиться. «Не перечислить всех добрых помощников, которые отзывались из разных уголков Советского союза, присылали нужные материалы». Иногда оригинальные вещи обнаруживались случайно в соседних деревнях. Так, шмаковские колхозники рассказали, что, по свидетельству стариков, в доме Ольги Федотьевны Ивановой жили последние потомки рода Глинок. Приехав туда, Александр Илларионович увидел в доме Ольги Федотьевны старинный буфет, черный от времени, на котором удалось обнаружить стилизованный герб шмаковского рода Глинок. Случались и разочарования, когда обнаруженный предмет вдруг ускользал из рук, ниточка поиска обрывалась в тот момент, когда никто уже не сомневался, что удача близка. Одну из таких историй описывает в своей статье «Глинковская история» о супругах Швайкиных В.Смирнов. В ней речь идёт о поисках рояля фирмы «Тишнер», когда Тамаре Кузьминичне и Александру Илларионовичу удалось найти «дремучего старика» настройщика, вспомнившего, что 50 лет назад он настраивал подобный инструмент в одном из детских садов Новосибирской области. На посланное письмо в Новосибирский областной отдел народного образования ответа не получили. Ниточка оборвалась…, а в рабочем блокноте А.И.Швайкина мы нашли запись: «Написать письма в Новосибирск в детские сады, попросить помощи в поисках инструмента».
Рабочий блокнот Александра Илларионовича является бесценным документом, который свидетельствует о его многочисленной и многогранной работе. Рядом с адресами хранителей мебели – адреса потомков Глинок: «Держать постоянную связь с лицами, имеющими отношение к семье Глинок. Выяснить, имеются ли у них документы, вещи или другие предметы, принадлежавшие семье». Здесь же пометки с датами полученных первых ответов. С помощью родственников Глинок экспозицию, библиотеку и архив музея удалось дополнить бесценными документами, фотографиями, рисунками, мемориальными предметами. Ниже, как памятка: «Иметь тесные, деловые контакты для решения практических задач (получение консультаций, копий и т. д.)». Адреса реставрационных мастерских, фабрик по изготовлению обоев и тканей, работы по созданию охранной зоны, список деревьев и кустарников для восстановления усадебного парка. Всего не перечесть! И это только блокнот за один год.
Сколько идей, мыслей и предложений было внесено Александром Илларионовичем на заседаниях областного и музейного руководства, сколько писем и обращений в профильные музеи и другие учреждения культуры. Почти на всех записях пометки: «Срочно, пока не поздно, нужно успеть».

К сожалению, судьба отмерила Александру Илларионовичу не большой срок на посту заведующего Музеем-усадьбой М.И.Глинки, но его вклад в создание становления музея как культурно-просветительского центра Смоленщины бесценен.
После ухода из жизни Александра Илларионовича Тамара Кузьминична осталась верной выбранному пути. За эти годы стала учителем-наставником для многих сотрудников, работавших и ныне работающих в музее. Её педагогический талант пригодился и на музейном поприще. За время работы в музее она стала признанным авторитетом в области Глинкинианы. На протяжении почти 30 лет Тамара Кузьминична занималась составлением генеалогического древа рода Глинок и, благодаря её неустанному и кропотливому труду, древо пополнилось десятками персоналий. Ежегодно она выступала на научно-практических конференциях с докладами по глинкинской тематике в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Ельне. Её доклады печатались в «Новоспасском сборнике». Тамара Кузьминична – автор многих публикаций о композиторе и окружении в разных изданиях, автор буклета «Новоспасское – родина М.И. Глинки», соавтор книги «…Я открою Вам сердце моё», консультант книги «Ваши тёплые молитвы принесли мне счастье», вышедших в издательстве «Смядынь».
За достигнутые успехи в музейной работе в 2000 году Указом Президента РФ Т.К.Королева была удостоена звания «Заслуженный работник культуры РФ».
Благодаря неутомимой деятельности Т.К.Королевой о Музее-усадьбе М.И.Глинки знают во многих уголках России и за рубежом, музей обрёл десятки друзей и активных помощников. Добрые традиции, заведенные Тамарой Кузьминичной, и сейчас бережно сохраняются в музее.
Судьба этих людей, неразрывно связанная с судьбой Новоспасского, есть и будет примером беззаветного служения Отечеству.


Татьяна Чибисова,
заведующая Музеем-усадьбой
М.И. Глинки, с.Новоспасское.

2552

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom